[На главную]

[Вклад в Победу ВОВ 1941-1945гг.]

[Моя семья в истории края]

[Герои-земляки]

[Богучанская ГЭС]

[Голосование]
Официальный портал Красноярского края Героическая летопись Красноярского края
Богучанская ГЭС
Герб города Кодинск

Вклад в Победу ВОВ 1941-1945гг.


Моя семья в истории края


Герои-земляки


Богучанская ГЭС


Голосование

Богучанская ГЭС

В мае 1976 года специальным приказом Министерства энергетики и электрификации СССР создано управление строительством Богучанской ГЭС. Начальником УСБоГЭС назначен Михайлов Игорь Борисович. Его биография тесно связана с Братском. Здесь он, выпускник Московского автодорожного института, молодой специалист в конце пятидесятых начал мастером, затем старшим прорабом, затем возглавлял одно из подразделений Братскгэсстроя управление строительства автодорог. Начать большое дело всегда сложно, стать во главе его – сложнее во сто крат.

К этому времени коллектив гидростроителей составлял 647 человек.

В январе 1977 года стройка объявлена Всесоюзной ударной Комсомольской. Со всех концов страны посыпались письма в комитет комсомола ударной стройки.

В 1978 году приказом по «Гидропроекту» Богучанскую экспедицию объединяют с Ангарской, которая была создана еще в 1954 году, для изысканий под Братскую ГЭС. Хотя работы там начались фактически с 1949 года.

В 1982 году Ангарская экспедиция переехала в поселок Кодинский для изысканий под объекты БоГЭС на основных сооружениях, водоснабжении гидроузла, объектах промышленности и культ-бытового обслуживания.

18 июня 1980 года начался новый этап строительства – переход к работам на основных сооружениях. На митинге, посвященном этому событию, в честь выемки первого куба грунта основных сооружений, коллектив принял дополнительное обязательство ко дню открытия XXVI съезда партии вынуть из котлована БоГЭС 250000 кубометров грунта.

Ровно через год со дня символической выемки первого ковша из котлована БоГЭС был позади 600-тысячный рубеж, т.е. больше половины намеченного объема земельно-скальных работ. Пройдены уже не десятки – сотни метров верховой перемычки. С каждым днем растет земляная подкова. Конечная цель – замкнуть контур перемычки в сентябре, с тем, чтобы начать откачку воды из котлована первой очереди. Мощная насыпь отгородит то место речного русла, где будет возведена станционная часть 1855-метровой плотины. Обязательство строителями было выполнено досрочно. Право первым начать разработку котлована удостоен экипаж экскаваторщиков во главе со старшим машинистом Чефрановым Игорем Иннокентьевичем, участником сооружения Братской ГЭС, как победителем социалистического соревнования, он укладывал первый кубометр бетона в цехах Усть-Илимского целлюлозного завода. Но самой дорогой наградой для себя Игорь Иннокентьевич считает значок, полученный в канун празднования 25-летия Братскгэсстроя «Строитель Братской ГЭС». И если для него Богучанская ГЭС продолжение, когда-то начатого пути, то для ребят из бригады водителя Сергея Белана – это первая стройка. Рассказывать Белан о себе не любит, и первое впечатление, которое производит – малообщителен, замкнут, кажется, ничто не сможет вывести его из равновесия. Между тем, утверждают друзья Сергея, при всей своей сдержанности он умеет ставить вопросы ребром, где надо отстаивать свои интересы, интересы своего коллектива – одним словом в трудных ситуациях не пасует. Быстро находит общий язык с молодыми. Благодаря самоотверженному труду, работа на основных сооружениях быстро продвигается вперед. Уже к концу 1981 года начинается откачка воды из котлована. В 1982 году приступили к бетонным работам.

На осушенном дне реки были начаты земельно-скальные работы. В созданном котловане в апреле 1982 годе был уложен куб бетона, с которого начался отсчет строительства основных сооружений гидроузла, за прошедшие годы была проделана громадная работа и возводимая бетонная плотина была поднята до отметок, которые превышают уровень воды, образующийся после перекрытия Ангары. Были построены и временные сооружения. Одно из них шлюз. По нему до первых агрегатов будет сплавляться лес, проходить суда. Осуществлялась и левобережная врезка. Весь левобережный котлован был разделен на несколько, в которых продолжено сооружение как самой плотины, так и здание гидростанции с машинным залом, где разместятся двенадцать агрегатов.

Подготовка к затоплению держала в напряжении не только хозяев котлована – плотников-бетонщиков СМУ-5, но и многие другие подразделения. Больше всего беспокойства доставил водобойный колодец, - то самое место, куда будет обрушиваться водный поток с высоты несколько десятков метров. Силища это огромная. Вот почему было так важно провести бетонирование с очень высоким качеством. В нем установлены датчики, которые будут работать под тощей воды долгие годы и рассказывать о самочувствии этого сооружения.

Стремительно летит время. На строительстве БоГЭС – особенно. Позади много трудовых побед, впереди еще больше. Октябрь 1983 года – начинается новый этап строительства ГЭС.

От причала идет отправка мощного экскаватора по необычному адресу – правый берег, район створа будущей ГЭС. Туда, откуда возьмет свое начало каменно-набросная плотина. Наступление на правобережье, очень важный этап строительства БоГЭС. Звучит последнее напутствие: «В добрый путь, первопроходцы».

Звучит команда. Экипаж занимает свое место в исполинской машине, которая украшена кумачом со словами глубоко символичными «Даешь правый берег!». С этого начинались многие великие свершения нашей молодежи. В этих словах устремленность в будущее. Как струна натягивается буксировочный трос и баржа с экскаватором медленно отходит от причала.

Работы на правобережье много и не один год. Оттуда будут производится отсыпка перемычки котлована второй очереди и отныне начинается врем я широкого фронта работ по подготовке перекрытия Ангары, которая теперь будет вестись с двух берегов. Продолжаются бетонные работы на основных сооружениях.

По интенсивности укладки бетона в основные сооружения гидроузла 1987 год не идет ни в какое сравнение с предыдущими по своей интенсивности. Темпы возросли на треть. И наступил долгожданные день – 5 сентября 1987 года – проводится митинг, посвященный затоплению котлована 1-ой очереди, на котором в своем выступлении секретарь Парткома В.П. Гребенщиков говорил о том, что затопление котлована открывает прямой путь к перекрытию Ангары, к пуску первых агрегатов.

Кодинцы движение вперед осуществляют за счет инициативы и энтузиазма, и, не смотря на все трудности, достигают значительных успехов. Когда грянул взрыв на перемычке, то вместе с радостью в котлован ринулся поток воды. Работы в котловане продолжались, но теперь уже над водой. Работа была самая обычная, особенно ничем не примечательная. Просто она завершалась перекрытием Ангары.

Еще за несколько дней до ее штурма кипели страсти, высказывались противоположные точки зрения о необходимости ее перекрытия на самых верхних эшелонах управления. Приезжали различные комиссии, взвешивались все «за» и «против» руководители различных рангов. А на стройке ждали, ждали, ждали…

Даже в условиях недостаточного финансирования делалось все, чтобы не снижать темпов работы. Но не все зависело от гидростроителей. Сроки перекрытия переносились не по их вине. И не раз в Кодинске после обнадеживающего решения о форсировании работ наступало воодушевление, а затем разочарование из-за не подкрепления написанного на бумаге, деньгами, техникой, материалами. Много сил и энергии было потрачено начальником строительства И.Б. Михайловым, чтобы доказать правильность своей позиции, отстаивать ее. В периоде, который прошла стройка до перекрытия, столько боли, столько потерь, столько утраченных надежд, сколько не доставалось, наверное, ни одной гидростройке страны. Те, кто пришел позднее уже никогда до конца не поймут тех, кто это пережил, выдержал и сделал все, чтобы обеспечить штурм Ангары.

И, наконец, принято решение о перекрытии Ангары. Весть о штурме Ангары в октябре 1987 года облетела стройку. Ни одно сообщение еще не распространялось по стройке с такой быстротой. А перед этим, несмотря на существовавший приказ министра, работы в районе прорана были остановлены. Но абсурдность этого приказа была понятна всем. Само перекрытие не принесет самого затопления и поэтому Ткачев В.А. – неофициальный начальник правобережья начинает наступление на проран самостоятельно. Белазы, закреплявшие скальным грунтом уже достигнутое изменили маршрут и перемычка стала все дальше и дальше вдаваться в бурлящий проран. Об этом знают немногие, но заключительный этап перекрытия начался по сути с действий Ткачева. Его пробовали остановить по телефону, а он делал свое дело. То, что он предпринял, официально осудили. Но сделанное белазистами правобережье показало, что перекрытие будет произведено в короткий срок. Люди и техника к этому великолепно готовы.

Не один год отсыпались земельно-скальные перемычки навстречу друг другу. Так были пройдены 2,5 км реки. К 25 октября остались считанные метры прорана. Искусственные берега сблизились так, что казалось их белка-летяги перескочит. Только вот поток воды из спокойного превратился в бурлящий, грохочущий, словно двигатели ракеты-носителя в первые минуты старта.

Не повезло с погодой в день перекрытия, по этой причине многие красноярские и московские гости не смогли прилететь в Кодинск. Перекрытие Ангары

Но перекрытие состоялось. Начать перекрытие Ангары доверили молодым, заработавшим это право достойным трудом. Волнение было огромное, нервное напряжение, как натянутая струна. Полсотни мощных самосвалов выстроились в одну линию на обеих берегах. В их кузовах глыбы-негабариты. На некоторых из выведены твердой рукой надписи: «Перекрытие Ангары – наш трудовой подарок 70-летию Октября!».

Со всех сторон атакован журналистами бригадир В.М. Миронов. Берут интервью для краевых и центральных газет.

И вот событие, ради которого собралась не одна тысяча людей, начинается. Из штаба раздается команда о минутной готовности. Звучат удары метронома. Начальник стройки И.Б. Михайлов принимает рапорт заместителя главного инженера, главнокомандующего перекрытия К.В. Корчиица. Звучит команда: «Приступить к перекрытию! В добрый путь!»

К прорану двинулись белазы с негабаритами. Летят в воду каменные глыбы, так, что соскальзывая с кузовов, заставляют подпрыгивать самосвалы «сорокатонники». Все производит без сбоев, четко с двух сторон продвигаются навстречу друг другу машины. Перекрытие Ангары

И вот в проран сбрасываются последние долеритовые глыбы, останавливается челночный ход механизмов. Ангара перекрыта! Ее воды устремляются по новому руслу, заранее подготовленному гидростроителями еще в сентябре, когда было произведено затопление котлована.

На месте стыковки перемычек – буйство радости. В рукопожатии соединились левый берег с правым. Лица людей светились счастьем. Бригадир Андрей Платонов словно с поднебесья спускается со своей громадины – Белаза – и впервые (пешком по земле!) переходит с правого берега на левый. А это значит, что появилась не только круглогодичная транспортная связь, но и прочная основа для создания каменно-набросной плотины, которая не будет иметь аналогов в нашей стране.

Строительство Богучанской ГЭС началось в 1980 году. Первый кубометр земли на месте строительства извлекли 18 июня 1980 г., когда строители приступили к формированию котлована. Первый кубометр бетона в тело бетонной плотины уложили 17 апреля 1982 г., 100-тысячный — в 1984 г. Река Ангара в створе Богучанской ГЭС перекрыта в 1987 г.

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 30 апреля 1980 г. № 798р, пуск первых агрегатов был намечен на 1988 год, а завершение строительства – на 1992 год. Однако по причине недостаточного финансирования срок пуска ГЭС неоднократно переносился приказами Минэнерго СССР: от 27.04.1987 г. №134а - на 1993 год; от 16.11.1988 г. № 620 - на 1994 год; от 10.11.1989 г. – на 1995 год. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 1994 г. № 236 пуск ГЭС был определён в 1997 году, но и этот срок не был выдержан, работы по достройке станции были приостановлены.

12 апреля 2005 г. вступил в силу Указ Президента РФ № 412 «О мерах по социально-экономическому развитию Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа». В части 1 Указа Правительству Российской Федерации было поручено оказать государственную поддержку в обеспечении начала эксплуатации Богучанской ГЭС и подготовки зоны наполнения водохранилища. В 2006 г. было заключено Соглашение между ОАО «РусГидро» и ОК РУСАЛ о совместной реализации проекта по созданию Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО) в составе БоГЭС и Богучанского алюминиевого завода (БоАЗ) производительностью 600 тыс. т металла в год, который должен стать потребителем значительной части производимой станцией электроэнергии. Финансирование строительства гидроэлектростанции и завода инвесторами проекта производится на паритетных началах (50 на 50).

В 2006 году комплексный проект развития Нижнего Приангарья в Красноярском крае получил государственную поддержку в виде финансирования затрат из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на сооружение инфраструктурных объектов в размере 34,41 млрд рублей. На средства федерального и региональных бюджетов проведена подготовка к наполнению ложа водохранилища (переселение граждан в новые квартиры, лесосводка, очистка ложа и так далее). В рамках государственно-частного партнерства профинансировано строительство линий электропередачи для выдачи мощности БоГЭС в Объединенную энергосистему (ОЭС) Сибири и других объектов инфраструктуры.

В 2006г. были развернуты работы по достройке станции, с ОАО «Силовые машины» заключен контракт на поставку девяти комплектов гидросилового оборудования - турбин и генераторов.

17 апреля 2007 г. подписано Инвестиционное соглашение о совместном финансировании инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и средств коммерческих организаций.

В июле 2008 года на Богучанской ГЭС завершено замыкание напорных трубопроводов всех турбин станции - установлено последнее звено трубопровода девятой агрегатной секции плотины.

В июле 2010 годе Наблюдательный совет госкорпорации «Внешэконобанк» одобрил предоставление финансирования в целях достройки БоГЭС и первой очереди БоАЗ на общую сумму 50 млрд. рублей. На строительство ГЭС выделено 28,1 млрд. рублей, на строительство завода — эквивалент 21,9 млрд. рублей в долларах США. Срок кредитования достройки БоГЭС — 16 лет, БоАЗ — 14 лет. 1 декабря 2010 года ОАО «Богучанская ГЭС» и "Внешэкономбанк" заключили соглашение, предусматривающее выделение кредитных средств для финансирования достройки Богучанской ГЭС. ОАО «РусГидро» выступает поручителем по данному кредитному Соглашению.

Транспортные операции

Все необходимое для пуска станции крупногабаритное тяжеловесное гидросиловое и трансформаторное оборудование доставлено на Богучанскую ГЭС единственно возможным способом - по морским и речным трассам. Поставки массивных улов гидроагрегатов и трансформаторов начались в 2006 году и были полностью завершены в летнюю навигацию 2011 года.

По условиям контрактов, заключенных между «Силмашем» и партнерами по проекту строительства станции, то есть РусГидро и РУСАЛом, для БоГЭС спроектированы, изготовлены и доставлены на станцию девять гидротурбин и девять гидрогенераторов номинальной мощностью 333 МВт каждый.

Маршрут доставки превышал 6500 км и проходил по морским и речным трассам: через Ладожское и Онежское озера, Беломорско-Балтийский канал, Северный морской путь (по акваториям Белого, Баренцева, Карского морей), Енисей, в конце пути - Ангара, причал тяжеловесных грузов БоГЭС. С причала БоГЭС к машинному залу станции рабочие колеса перекатываются по специально построенному железнодорожному пути.

С 2009-го по 2011-й годы Запорожским трансформаторным заводом на БоГЭС отгружены 6 блочных силовых трансформатора 500 кВ, 3 блочных силовых трансформатора 220 кВ, 6 фаз автотрансформаторов напряжением 500 и 220 кВ, 4 трансформатора собственных нужд на 35 кВ. Для Богучанской ГЭС трансформаторы изготавливаются в специальной климатической модификации, обеспечивающей надежную работу при низких температурах.

Груз на БоГЭС перевозился водным путем на расстояние более 5000 км. Транспортная схема перевозки тяжеловесных трансформаторов состояла из двух основных этапов. Первый состоял в доставке оборудования в грузовой порт г. Красноярска по маршруту: порт г. Мариуполь - река Дон - река Волга - Онежское озеро - Беломоро-Балтийский канал - Белое море - Карское море - река Енисей - порт г. Красноярска. Второй этап включал в себя перевалку крупногабаритных тяжеловесных корпусов трансформаторов и основных комплектующих с борта теплохода на большегрузные речные баржи-площадки БРОП-1000 Енисейского речного пароходства. Несамоходными баржами трансформаторы доставляли непосредственно к причалу разгрузки тяжеловесных грузов Богучанской ГЭС на реке Ангара. От площадки к месту монтажа трансформаторы передвигают по специальным рельсовым путям.

При монтаже используются мостовые краны грузоподъемностью 525 тонн каждый, изготовленные в 2009 году на старейшем красноярском заводе «Сибтяжмаш» и собранные на БоГЭС. Система управления каждым краном снабжена частотными преобразователями, которые позволяют максимально точно регулировать как мощность двигателя, так и скорость подъема в зависимости от нагрузки.

При подъеме максимально возможного груза, например, ротора генератора турбины весом 1050 тонн, оба мостовых крана будут работать одновременно. При этом управление обоими грузоподъемными механизмами производится из одной кабины, под эту задачу разработано специальное программное обеспечение.

Строительство станции

В апреле 2011 года завершено формирование теплового контура машинного зала от монтажной площадки до ГА №5. В июле ОАО «Богучанская ГЭС» получила статус Субъекта оптового рынка. Ранее ОАО «Богучанская ГЭС» вступила также в члены Некоммерческого партнерства Совет рынка. В сентябре началась операция по заполнению строительного котлована в нижнем бьефе станции, спустя несколько дней были перекрыты первые два временных донных отверстия. В октябре после завершения строительных и монтажных работ был начат монтаж оборудования КРУЭ 220 и 500 кВ. Каменно-набросная плотина

Строительная готовность основных сооружений гидроузла к наполнению водохранилища до отметки 185 м была достигнута к 1 декабря 2011 года, в том числе каменно-набросная плотина (КНП) воздвигнута на всем протяжении до отметки 202 м (проектная отметка - 212 м). К ноябрю 2013 года АБД и КНП были возведены до проектной отметки 212 м.

В первой декаде мая 2012 года после перекрытия последних донных отверстий началось заполнение Богучанского водохранилища.

25 сентября 2012 года стартовала программа испытаний на холостом ходу систем и оборудования гидроагрегата №2, 1 октября начаты испытания ГА №1. 15 октября по команде президента РФ Владимира Путина первые два агрегата включены в сеть, 25 октября состоялось включение ГА №3. Агрегат №4 был введен в промышленную эксплуатацию 21 января, агрегат №5 – 5 ноября, агрегат №6 – 6 декабря 2013 года. 25 сентября 2014 года в режим постоянной промышленной эксплуатации переведены гидроагрегаты №7 и №8. Совокупная проектная мощность восьми действующих агрегатов составляет 2667 МВт.

В первые дни октября 2012 года было произведено пробное включение объектов схемы выдачи мощности станции в Объединенную энергосистему Сибири. В схему выдачи мощности входят комплектные распределительные устройства (КРУЭ) 220 и 500 кВ, автотрансформаторы (АТ) №1 и 2 и открытый пункт перехода (ОПП).

Укладка бетона в стены машинного зала была полностью завершена в январе 2013 года, в течение февраля и марта была демонтирована опалубка, произведено остекление окон, монтаж стеновых панелей и утепление кровли. К маю 2014 года в машинном зале были полностью завершены отделочные работы - завершено остекление окон, уложена гранитная плитка пола, закреплены стеновые панели.

Бетонная плотина, состоящая из 34 секций, полностью возведена до проектной отметки 214 м в августе 2013 года. Строительные работы на Богучанской ГЭС в целом завершены, недостроенным остается мостовой переход и автомобильная дорога, которую планируется проложить по гребню КНП.

В феврале 2013 года Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору выдало ОАО «Богучанская ГЭС» заключение о соответствии первого этапа строительства Богучанской ГЭС требованиям технических регламентов и проектной документации. Первый этап строительства ГЭС включал в себя ввод в строй гидроагрегатов со станционными номерами 1, 2 и 3 совокупной мощностью 1000 мегаватт, а также возведение зданий, сооружений и монтаж оборудования, необходимого для функционирования первых агрегатов. В июле 2014 года было получено очередное разрешение Ростехнадзора, уже по четвертому этапу строительства, включающему в себя здание служебно-производственного корпуса (СПК) и гидроагрегат №6. Всего для получения разрешения на ввод всей ГЭС в промышленную эксплуатацию и вывода станции на проектную мощность 3000 МВт необходимо получить заключения Ростехнадзора по восьми этапам строительства.

Станция выйдет на полную проектную мощность 3000 МВт после заполнения водохранилища до отметки 208 м. В настоящее время водохранилище заполнено до отметки 203 м.

Фотогалерея




























































































Автор работ Виталий Сквош

Поэзия о «малой родине»

МКОУ «КСОШ №4» г. Кодинск, © 2010
Разработка, дизайн и поддержка: Марина Долбикова