Публикации учителей
Дневник.ру

На главную

Обратная связь
Гостевая книга

Карта сайта

FAQ

Новости

Сведения об образовательной организации

Вакансии

Будущему первокласснику

Родителям

Социальный педагог

Профсоюз


Меню сайта

Жизнь школы

Методическая служба

Публикации учителей

Барыкина И.И.

Баценко С.Н.

Конюшко Е.В.

Кокоулина Н.В.

Костромина Е.А.

Лазаренко А.А.

Лапина В.В.

Латынцева О.В.

Моисеев Н.П.

Моторина А.А.

Орлова В.В.

Сурначев А.Г.

Тимонькина Н.А.

Наставничество

Информационная безопасность

Всероссийская олимпиада школьников

ФСК "Ника"

Отдых на каникулах

Летний пришкольный лагерь

Учителю на заметку

Выпускнику

Психологическая служба

Учебники

"Школьный вестник"

Этим стоит гордиться

"Добрая воля"



Новости > Публикации учителей > Тимонькина Н.А.
Тимонькина Наталья Александровна Тимонькина Наталья Александровна
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР

Как научить ребёнка распоряжаться деньгами?
(в рамках изучения предмета «Финансовая грамотность»)

Как научить ребёнка распоряжаться деньгами? Такой вопрос встал передо мной после одного случая. Мой ученик Роман принес в школу деньги, которые ему дарили родственники. Он раздавал пятидесятирублёвые купюры, как обычные фантики. Благодаря внимательности взрослых, мне удалось вовремя остановить разбазаривание денежных средств. Все купюры удалось вернуть. Разговаривая с Романом, я хотела выяснить, зачем он раздавал деньги? Не жалко ему отдавать свои деньги?

Ответ ребёнка меня удивил. «У меня их много. Мне ещё подарят», – беззаботно сказал Роман.

Да, семьи моих детей социально благополучные, с хорошим достатком. Дети не знают ни в чём отказа, но они и не знают цену деньгам. Где-то я прочитала фразу, что недостаток воспитания финансовой грамотности часто проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам.

Анализируя свои наблюдения, я пришла к выводу, что большинство детей в моем 2«В» классе, действительно, легкомысленно относятся и к деньгам, и к своим вещам. Не задумываясь, ребёнок может купить на все карманные деньги булочки в школьном буфете и тут же их раздать. Или как Роман, дарят монетки и купюры одноклассникам. Многие родители жалуются, что не успевают покупать школьные принадлежности. Дети их ломают и теряют. А что уж говорить про школьное имущество!

Конечно, я всегда разговариваю с детьми, объясняю, что деньги родителям достаются трудом и к ним надо относиться бережно и уметь правильно распоряжаться. Случай с Романом показал, что мои беседы не дают тех результатов, которые бы я хотела получить. Необходимо формировать у детей понимание того, что деньги – это не игрушки.

Во втором классе мы с детьми начали изучение нового для нас предмета «Финансовая грамотность». Готовясь к урокам, я подбирала материал так, чтобы можно было обсуждать ситуацию, рассуждать по предложенной теме, составить рекомендации или памятки. Конечно, весь материал я брала на различных сайтах. В ходе диалога подводила детей к выполнению работы. Дети были уверены, что это их идея!

На сайте «Финансовая грамотность населения» я нашла интересные статьи и рассказ «Приключения Рублика и Денежки. Деньги и безопасность», а затем и на других сайтах еще рассказы на другие темы о приключениях Рублика и Денежки. Маленькие истории, основаны на жизненных ситуациях. Ребята слушают и обсуждают их с повышенным интересом.

Но хочу поделиться интересным приемом, открытием для себя – это анализ хорошо известных сказок, но с другой стороны, непривычной для нас, с финансовой стороны.

Сказки с нами с самого детства. Мы привыкли, что сказки воспитывают нравственные качества личности: трудолюбие, честность, справедливость, учат различать добро и зло. Через их содержание, мы познаем окружающий мир.

Как говорил знаменитый А.С. Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Оказывается, что сказка – это ещё и учитель, который учит детей финансовой грамотности.

На примере героев сказки «Бобовое зернышко» очень доступно можно объяснить, что за любую вещь мы должны отдать что-то взамен (чаще всего деньги). За свой труд мы получаем деньги, которыми надо уметь правильно распоряжаться. Это учит бережному отношению к деньгам. На примере Кузнеца, можно объяснить, что бывают моменты, когда какую-либо вещь или деньги надо отдать безвозмездно. Так вводится понятие «благотворительность».

Возьмём сказку «Золотой ключик, или приключения Буратино». На мой взгляд, можно выделить не менее трёх эпизодов, которые анализируются с финансовой точки зрения. (см. Приложение 1)

1 эпизод – Буратино обменивает Азбуку на билет в цирк.

Урок 1 – все, что есть у детей заработано родителями. Часто родители отказывают себе в пользу детей, как папа Карло, который продал свою куртку. Все что дают нам родители надо беречь.

2 эпизод – Разговор с Карабасом Барабасом.

Урок 2 – никогда нельзя брать деньги у чужих людей. Можно попасть в финансовую кабалу, и придется отдать больше, чем дали.

3 эпизод – Встреча с лисой Алисой и котом Базилио.

Урок 3 – деньги не растут на деревьях, их зарабатывают своим трудом. В погоне за легкими деньгами, можно попасть в сети мошенников и остаться без денег. Прежде чем вложить свои средства, надо хорошо подумать.

Сказка «Три поросёнка» показывает, что надо обдуманно и серьезно относится к вложению денег. В сказке – это строительство поросятами домов. Если быть беззаботным, как первый и второй поросёнок, то можно остаться и без дома.

Анализируя проблемные ситуации в сказке с финансовой стороны, можно формировать у детей не только умение правильно распоряжаться деньгами, но и развивать нестандартное мышление, логическое мышление, самостоятельность, коммуникативность.

Об этом приёме я рассказала родителям моих учеников на классном собрании по теме «Как научить ребёнка правильно распоряжаться деньгами» (см. Приложение 2). На примере сказки «Бобовое зёрнышко» я объяснила родителям, как можно поработать со сказкой с финансовой стороны. Затем самостоятельно в группе поработали со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Затем попробовали самостоятельно найти сказки, на содержании которых можно обсудить финансовые вопросы.

В группах родители обсудили следующие вопросы:

  1. «Нужно ли привлекать ребёнка в обсуждение семейного бюджета?»
  2. «Нужны ли карманные деньги детям? Как определить их количество?»
  3. «Нужно ли платить за отметки, выполнение обязанностей по дому?»

Совместно составили портрет финансово грамотного человека.

По окончании собрания, родители продолжали обсуждать эту тему. Говорили, о том, что раньше на воспитание финансовой грамотности не обращали внимание. Сокрушались о том, что если бы их этому учили, то возможно, они бы не наделали в жизни ошибок, связанных с деньгами. Высказывали глубокую свою убежденность в том, что если раньше начинать учить ребёнка обращаться с деньгами, то детям будет легче во взрослой жизни.

Очень много интересного и полезного материала от Сбербанка России я нашла в сети Интернет. Работая со своими детьми, обучая их финансовой грамотности, я учусь вместе с ними.

Конечно, я не придумала ничего нового, но я собрала материал, который может взять любой учитель и использовать в своей работе, не тратя время на поиски материала. Свою копилку постепенно дополняю материалами, которые разрабатываю сама, привлекаю к работе родителей и детей, нахожу на разных сайтах.

Используемая литература:

  1. https://fingram34.ru
  2. https://woman.rambler.ru/children/41136492-zolotoy-klyuchik-skazki-i-lichnyy-primer-uchat-berezhno-obraschatsya-s-dengami/
  3. https://www.fingram39.ru
  4. https://kgd.ru
  5. «Детские деньги» http://школа-банкира.рф/
  6. Портрет финансово грамотного человека https://ds04.infourok.ru
  7. Сборник семейных творческих работ https://yadi.sk/i/bHssFv0aozfq7Q

Приложение 1

Маршрутный лист учителя по сказкам

Скачать файл целиком можно ЗДЕСЬ

Приложение 2

Родительское собрание «Финансовая грамотность. Как научить детей распоряжаться деньгами»

Скачать файл целиком можно ЗДЕСЬ

Другие приложения

Финансовая грамотность 2-4 класс
Методические рекомендации для учителя

Финансовая грамотность 4 класс
Учебная программа

Финансовая грамотность 4 класс
Рабочая тетрадь

Финансовая грамотность 4 класс
Методические рекомендации для учителя

Финансовая грамотность 4 класс
Материалы для учащихся

Тесты по финансовой грамотности

Тест по теме «Что такое деньги и откуда они взялись?» (1-4 урок)

Творческие работы, сказки



Мультфильмы

«Бобовое зёрнышко»

«Три поросёнка»




Сказкотерапия как метод обучения школьников финансовой грамотности
(в рамках изучения предмета «Финансовая грамотность»)

Скачать файл целиком можно ЗДЕСЬ




Поиск по сайту:

И о погоде...

Мы за честный ЕГЭ

Телефон доверия

Телефон доверия



[На главную]
[Обратная связь]
[Гостевая книга]
[Карта сайта]
[FAQ]


МБОУ «КСОШ №4» г. Кодинск, © 2010
Разработка, дизайн и поддержка: Марина Долбикова