Я ВСЁ ЖЕ АНГАРЕЦ…
Имя кежмаря, фронтовика, учителя, поэта, певца Ангарской земли, создателя словаря кежемского говора Алексея Фёдоровича Карнаухова, к сожалению, до сих пор ещё широкому российскому читателю неизвестно. Может, потому, что главным делом своей жизни он считал не поэзию, а нелёгкий учительский труд. Печатался Алексей Фёдорович в районных и городских газетах Красноярского края, республики Хакасия. В центральные газеты и сборники поэзии военных лет его стихи, к большому сожалению земляков, так и не попали.
Прошло более шести лет со дня его смерти (22 января 2008 года), а неумолимое время, которое безжалостно стирает всё и вся, предавая забвению, как-то по особенному высветило и проявило грани его уникального таланта, окончательно расставив всё по местам. Стало ясно, что он прежде всего – поэт от Бога.
Прав был Генрих Дмитриевич Радаев, бывший первый секретарь Кежемского райкома партии, давший такую оценку личности большого ангарского поэта: «Алексей Фёдорович! От этого имени последние годы веяло каким-то умиротворением, спокойствием, уважением и благодатью. Я часто задумывался: откуда это многолюдное уважение к нему? И только потом понял – он поэт родной земли. Мы гордились и радовались, что о людях земли Ангарской, кежмарях, писал наш земляк высоким словом поэзии.
Кежмари наряду со всем российским народом пережили многие невзгоды. Были среди них и чисто «свои»: отдалённость и заброшенность северной территории, многие годы угроза затопления, а теперь вот злополучное переселение. Всё это вызывало тягостные переживания.
И вдруг – поэзия! Оглянись: прекрасное рядом! Посмотри: ты Человек с большой буквы, и край твой – благословенный! И люди откликались ему теплом души и благодарностью».
И я там был, но чудом выжил
Родился Алексей Фёдорович Карнаухов 1 апреля 1926 года в селе Кежма, на севере Красноярского края. В детстве, как и всякий мальчишка, мечтал стать лётчиком. Но этому не суждено было сбыться – его поколению рано пришлось повзрослеть. Вот как он сам говорит об этом:
Шли мы с отцом в поле до солнцевсхода
И возвращались уставшими затемно.
Трудный подъём и работа до пота
Были моим самым первым экзаменом.
И ещё:
Босое детство жёг мороз,
На пашне – зной, петлёй на шее,
В семнадцать лет ушёл в обоз,
А с восемнадцати – в траншеи.
Воевал на Третьем Белорусском фронте артиллерийским разведчиком отдельного истребительного противотанкового дивизиона. Участвовал в освобождении Литвы, разгроме немецких войск в Восточной Пруссии. Позднее в «Автобиографии» он написал о своей войне: «Это была далеко не Белоруссия, не братские страны – Болгария или Югославия, где советских солдат встречали цветами. Здесь каждый дом – крепость, каждый полуподвал – дот, они встречали нас пулемётным огнём, не считая орудийного и миномётного огня с позиций и бомбёжек. Поэтому продвижение вперёд было трудным, а потери большими».
О том, как воевал солдат-ангарец, свидетельствуют награды: медали «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», ордена Красной Звезды и Отечественной войны первой степени.
На родине, в Кежме, его ждали родители: Анисья Захаровна и Фёдор Васильевич Карнауховы. Именно их искал он глазами в толпе встречающих:
Шёл сорок пятый, вечный год.
Дул ветер, запад золотился.
Союзный гидросамолёт,
Снижаясь, на воду садился.
На берегу, где городьба,
У самолётного причала,
Теснилась, двигалась толпа –
Нас, победителей, встречала.
Стояла мать в толпе. Платок
Не мог прикрыть её седины.
Катил под сердце холодок,
И миг казался длинным-длинным.
Покачивался гидроплан.
Качалась маленькая лодка –
Рука сжималась добела
На костыле моём неловком.
Скрипели вёсла, веселы,
Летел наш крик в ночные дали,
И берег мой навстречу плыл,
И слёзы в горле закипали.
Стоял отец. И вдруг шагнул,
Пошёл, как полосою минной,
И на руках через волну
Понёс меня на берег мирный.
Учитель и Поэт
Надо было жить дальше, входить в мирную жизнь. Устроился культмассовиком в Кежемский Дом культуры, был председателем районного комитета физкультуры и спорта, членом бюро райкома ВЛКСМ. В 1949 году с отличием окончил Ачинский сельхозтехникум и получил направление в Тюхтетскую МТС Красноярского края на должность старшего агронома. МТС обслуживала 53 колхоза, 27 тракторных бригад, разбросанных на огромной территории.
Работа не приносила радости, к тому же у него периодически случались конфликты с первым секретарём райкома партии. Дело доходило даже до бюро, где Алексея Карнаухова критиковали за «саботаж» посевной.
В 1951 году с большим трудом удалось уволиться с работы. Началась новая страница жизни: он стал студентом историко-филологического факультета Томского госуниверситета. Было трудно: учился, а по вечерам и в выходные зарабатывал на жизнь, нужно было содержать семью: жену и сына. В 1957 году Алексей Фёдорович получил диплом и стал трудиться учителем русского языка и литературы в средней школе г. Боготола.
После смерти отца с семьёй вернулся в Кежму, к матери. В сентябре 1960 года стал директором Кежемской средней школы. В 1964 году избран секретарём Кежемского РК КПСС, но очень быстро понял, что это не его работа – глубоко переживал разлуку со школой, с учениками. В 1968 году (после решения Крайкома партии) снова вернулся к прежней работе – директора, учителя. Организовал школьный театр, в котором с учениками ставил солидные, большие пьесы. Проработал в Кежемской школе до августа 1976 года.
«Это был учитель от Бога, научивший нас любить свою родину. Он привил нам любовь к русской поэзии, к русскому слову», – дружно утверждают все его ученики, в особенности любимые им выпускники 1964 года, которым учитель-поэт посвятил поэму «Выпуск-64». Именно они бережно собирали и хранили написанные на тетрадных листочках, часто «по случаю», стихи своего учителя. Они же и стали инициаторами издания первых двух сборников стихов Алексея Фёдоровича.
В 1994 году в типографии газеты «Советское Приангарье» тиражом в три тысячи экземпляров вышли два его стихотворных сборника под общим названием «Я жив тобой, родная Ангара» (стихи разных лет и поэма «Исток»), мгновенно разошедшиеся по всему району и краю.
Потом были изданные в Красноярске в 2000 и 2005 годах при финансовой поддержке администрации Кежемского района сборники его избранных стихов «Верность» и «Моё Приангарье».
Земляки успели при жизни оценить его заслуги – Алексей Фёдорович стал Почётным гражданином Кежемского района. В Кежемском историко-этнографическом музее собрано огромное количество материала о нём, есть видеофильм. Проводятся музейные уроки для учеников школ района.
Так получилось, что в 1983 году по семейным обстоятельствам он с женой переехал в г. Саяногорск (республика Хакасия) к младшему сыну. Работал инспектором гороно, учителем, директором и завучем школы.
Но никогда не забывал он своей малой родины, и при первой же возможности стремился приехать в Кежму, в Кодинск, на встречи выпускников Кежемской школы. Он остро любил свою малую родину и тосковал по Ангаре и Кежме, которая рушилась и ветшала в ожидании затопления.
Его, как и в юности, манили и будоражили запахи родной земли, запахи тайги и небесно-бирюзовой ангарской воды, над которой по утрам стоит тонюсенькая «косыночка тумана» голубого.
Опять я на родине (сон начинается).
Встречает, волнуя, ветер с реки.
Кусты и цветы луговые качаются –
Летят и летят на меня лепестки.
И, кажется, слышу я запах смородины
И запахи трав, что вовек не измять.
О, запахи детства! О, запахи родины!
Вас даже в раю у меня не отнять.
Как будто иду я покосом некошеным,
Трава мне по плечи, цветы возле глаз.
Все эти луга мной когда-то исхожены,
Их запахом я наслаждался не раз.
В подарок пленительный запах черёмухи
Родимой сторонки мне ветер принёс:
Её аромат густо плавает в воздухе –
Никак не могу удержаться от слёз.
Брожу босиком я по травам до вечера –
Не хочется мне возвращаться назад.
Цветы поклоняются тихо, доверчиво –
Какую-то тайну хотят рассказать…
Он скучал по родному ангарскому говору, по ядрёным и метким кежемским прозвищам и кличкам, которым посвятил стихи и работы. Десятилетиями собирал Алексей Фёдорович диалектные ангарские слова, байки, народные песни, пословицы и поговорки для своего «Краткого словаря Кежемского говора», изданного в Кодинске к 75-летию района.
Тосковал и по утраченному духовному наследию – православной вере дедов и отцов, о разрушенных храмах и погостах. В стихотворении «Церковь» он вспоминает неповторимый облик трёглавой кежемской церкви:
…Но легка! Стены те высоки и белы,
Облакам и ветрам всем открыла,
Словно в небо готова уплыть
Голубым кораблём белокрылым.
И плывут купола в золотых крапах звёзд,
А под ними – резные оконца.
Весь собор был пронизан насквозь
Проливными потоками солнца.
Тревожило его и крушение великой страны, солдатом и певцом которой он был, гибель векового ангарского уклада, уничтожение сёл и деревень по берегам великой реки, которые должны уйти на дно морское.
…Ни «ку-ка-реку», ни мычанья,
Ни воробья, ни воронья,
И тишина необычайна –
Кладбищенская тишина.
А где народ, в труде неистов?
Где работяги-мужики?
Где бабы с их гостеприимством,
Крепки, красивы и ловки?
С сумой бездомного изгоя
Ушло бродить житьё-бытьё,
Чтобы не лечь на дно «морское»
Была деревня – нет её.
К большому моему сожалению, я не была знакома с Алексеем Фёдоровичем. Могу судить о нём только по его стихам и рассказам многочисленных почитателей и друзей. Он был красив и по-мужски обаятелен. К тому же – поэт и воин. Его обожали девушки и женщины – ученицы и коллеги. Как и большинство поэтов, он не был слащаво безупречным. Он был ПЕВЦОМ РОДНОЙ ЗЕМЛИ, и это – главное, это – на века.
Его стихи и поэмы стали живой памятью о прошлом и настоящем родной земли. Их любят и читают земляки-ангарцы. Они, как и его словарь, всегда востребованы.
Талант не умирает, он продолжает жить и будет жить, «пока в подлунном мире есть хоть один пиит», хотя бы один любитель его стихов. А их на Кежемской земле немало.
Татьяна ЯКУТИНА,
г. КОДИНСК
Познакомиться с некоторыми произведениями А.Ф. Карнаухова можно здесь
ЗВЕЗДНАЯ ДОЧЬ АНГАРЫ
Быть бессмертной не в силе,
Но надежда моя,
Если будет музей мой,
Значит, буду и я!
В 2008 году ей исполнилось бы 100 лет со дня рождения. Она очень хотела дожить до этой даты, но в 2000 году ее не стало. Уже 13 лет Кежемский музей носит ее имя. Носит по праву! «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оное – есть постыдное малодушие», - эти слова великого Пушкина имеют непосредственное отношение к Юлии Степановне Кулаковой, создательнице Кежемского историко-этнографического музея. Ее детище, музей, вот уже в течение 20 лет воспитывает гордость за тех, кто в далеком 17 веке осваивал ангарские просторы.
Жизнь Юлии Степановны вместила несколько эпох, почти весь ХХ век. Родилась она на Ангаре, в год падения Тунгусского метеорита. Возможно, тогда и поселился в Юлиной душе «кусочек света», не угасавший на протяжении всей ее долгой жизни. «Светить всегда, светить везде» стало для неё привычным делом. Куда бы ни забрасывала ее жизнь, она всегда стремилась быть в центре событий, заниматься чем-то полезным. На карте Кежемского района можно обозначить населенные пункты, особенно дорогие сердцу Юлии Степановны. Прежде всего – Зеледеево, там прошло ее детство. Проспихино – место работы в нардоме, где она обучала грамотности, трудилась избачом. А еще, конечно, Кежма, Кодинск. Это все вехи легендарной биографии Юлии Степановны - Звездной дочери Ангары.
Шли годы, но она их не замечала. Жизнь на пенсии была заполнена работой над воспоминаниями. Юлия Степановна становится активистом Общества охраны памятников истории и культуры и общества кинолюбителей. Осваивает фотоаппарат и кинокамеру! Так, шаг за шагом, шла она к главному делу своей жизни – Кежемскому музею! Создала совет музея, начала сбор предметов музейного значения. Владимир Зыков к ее 86-летию написал такие юмористические строчки:
Кежма. Лето. Шелест разговора.
Вдоль по улице шурую я по хлеб.
Вижу: баба Юля у забора
Роется в каком-то барахле,
Право, тут хоть смейся, хоть не смейся,
Слышу голосочка ее звон:
«В старый дом заехала семейка,
Старину всю выбросили вон!»
Музей создавался всем миром, но нужны были ее характер, настойчивость, умение достигать цели, чтобы преодолеть все препятствия. Первые экспонаты ютились в разных местах: амбар, чердак, комната в музыкальной школе, затем две комнаты в здании райтопа.
Появилась в Кежме Юля,
Все вверх дном перевернула,
Собрала всю старину,
Музей подарила селу.
Музей рос и расширялся,
Потом в Кодинск перебрался
И здесь без Юли никуда.
Советы слушали всегда.
Мудрая Юлия Степановна понимала высокое назначение музея. Он был нужен району, славящемуся не только природными богатствами, но и ангарской стариной, песнями, говором. Предки ангарцев заселили эти места в XVII веке, а в наши дни в связи со строительством Богучанской ГЭС ангарские селения станут дном водохранилища. Потому-то и хотели ангарцы увековечить память о предках, свою историю. Поэтому появился музей.
Этнографический музей
Известен по округе всей.
Коллекция – ни встать, ни сесть.
И угол старенькой избушки,
И всякие в ней «побрякушки»,
Станок прядильный или ткацкий,
И всевозможный скарб рыбацкий.
И много всякого такого
Насобирала Кулакова!
Юлия Степановна сумела выполнить поручение земляков, она была из поколения тех, про кого можно сказать словами поэта А.Т. Твардовского:
Я жил, я был:
За все на свете
Я отвечаю головой!
На 87 году жизни ей присвоили почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ». Общую радость за награду создательнице музея друзья и коллеги выразили, творчески переработав некрасовские строчки:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, с взглядом цариц.
Остро ее твердое слово,
Хоть где экспонаты найдет,
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет…
Ткаченко Алина, ученица 10а класса
МКОУ КСОШ №4
г. Кодинск
ЮЛИЯ СТЕПАНОВНА КУЛАКОВА – ЧЕЛОВЕК-МУЗЕЙ
(Отрывок из статьи
http://andjusev.narod.ru/ust_hist/Karnauchova.htm)
Трудно представить, что в 74 года можно взяться за организацию музея. В ее архиве есть фотография, запечатлевшая тот момент, - момент принятия решения. Юлия Степановна подписала фотографию очень точно: «... Тихая сосредоточенность с 20 декабря 1982 г.: получила предложение РК КПСС Кежемского района создать музей».
3 января 1983 года Кежемский райком партии принял решение о создании музея. В те годы создавались музеи и в других районах Красноярского края, но это решение не было данью моде. Для Кежемского района актуальность музея объяснялась серьезным обстоятельством: строительством Богучанской ГЭС, в результате которого все населенные пункты, попадающие в зону затопления ложа водохранилища, должны были исчезнуть с лица земли. Их население должно быть переселено в другие населенные пункты вне зоны затопления. А вместе со всеми мероприятиями по подготовке к затоплению ложа водохранилища ГЭС негласно, но неумолимо должна была исчезнуть самобытная культура ангарского старожильческого населения.
Музейный этап в жизни Юлии Степановны начался со стажировки в Красноярском краевом краеведческом музее (в январе 1983 года). Мало кто верил, что музей появится, но Юлии Степановне хотелось «быть еще чем-то полезной…». Так судьба в очередной раз возвратила ее на родину.
Она уезжает в Кежму. Создается Совет музея, начинается сбор предметов музейного значения. Первые экспонаты ютились в разных местах: амбар, чердак, комната (потом к ней добавилась еще одна) в музыкальной школе, затем две комнаты в здании райтопа. Сегодня вызывает улыбку такое анекдотичное обстоятельство, как ее должность, которую она заняла, приступив к музейной работе: ее записали в кочегары. По воспоминаниям М.А. Лящева, председателя районного исполнительного комитета, другой вакантной должности в райисполкоме просто не было, а должности музейного работника даже и не предполагалось. Он совершенно искренне говорит, что первоначально идея создания музея воспринималась с определенной осторожностью и настороженностью. Требовались энергичные практические шаги, которые могли бы сломить этот барьер недоверия. Такие шаги Юлия Степановна делала ежедневно как фактом пополнения коллекций , так и формированием музейных экспозиций.
25 сентября 1985 года в Кежме торжественно открылся музей. Первым его директором стала Юлия Степановна. Музей создавался всем миром, но нужны были ее характер, настойчивость, умение достигать цели, чтобы преодолеть все препятствия. Остается только удивляться и радоваться тому, насколько правильным оказался выбор районных властей. Даже у нее, такой стойкой, бывали минуты отчаяния. В одной из статей, опубликованных в районной газете «Советское Приангарье», Юлия Степановна признавалась в усталости от непонимания и равнодушия. Но проходило несколько дней, и она снова оказывалась в пути, в поиске новых экспонатов.
Для ангарской деревни примерно до начала восьмидесятых годов ХХ века приезд любого человека, выходца из этой деревни, был событием неординарным, а особенно человека, достигшего определенного положения в обществе, на службе или занимающегося необычным делом. Таким человеком, занимающимся делом необычным, и для родственников, и для друзей и знакомых была Юлия Степановна. Ее ждали, зазывали в гости, обсуждали житейские проблемы и новости, расспрашивали, с кем из родственников и хороших знакомых она встречалась в других деревнях Приангарья. Через нее передавали какие-то сообщения и новости, пожелания и приветы, иногда — гостинцы. А после отъезда Юлии Степановны долго и живо велись разговоры о ней, об ее «бродячем» образе жизни, о не совсем понятном занятии – собирательстве старины и вещей обиходных.
Отношение к собирательству будущих музейных экспонатов среди местного коренного ангарского населения было неоднозначным. Кто-то относился к этому занятию с большим пониманием и как мог способствовал обнаружению и сбору нужных вещей. Другие относились как к занятию людей блаженных и откровенно над этим посмеивались (и тут надо не забывать о менталитете коренных ангарцев — любителей «поподтрунивать»). Третьи же - с откровенным неприятием. В их числе были и близкие, и дальние родственники. При этом многие считали, что никакая вещь, а особенно имеющая утилитарное назначение, не должна уходить из хозяйства на сторону. Это расценивалось как дурной знак, который мог принести нежелательные последствия. Боялись тайного «сглазу» и откровенной неприкрытой «порчи», возможности передать (а, следовательно, потерять) вместе с вещью мастерство, удачу, фарт.
В связи с этим в начале семидесятых годов прошлого века произошел очень интересный и показательный, на наш взгляд, случай. У жителя села Заледеево Ивана Григорьевича Брюханова (дяди Юлии Степановны и деда Макулова В.И., одного из авторов публикации) был «плисовый» костюм золотоприискателя. Этот фиолетовый, с «отливом», костюм незатейливого кроя представлял собой косоворотку и штаны-шаровары с обязательным аксессуаром - плетеным двухцветным поясом, украшенным небольшими кистями. С XVIII по начало XX века среди мужского населения на Ангаре практиковались отхожие промыслы. Они были связаны с солеварением, грузовым извозом по Ангаре в фактории на Подкаменную и Нижнюю Тунгуски и их притоки, на Лену и др. Одним из самых привлекательных направлений была золотодобыча. После окончания сенокосной и уборочной страды, ранней осенью, ангарцы сколачивали мини-артели и уходили на прииски на Лену, Бодайбо и на Удерей. Свое решение и время выхода старались не афишировать, «утти тихо и неприметно», чтобы «не сглазил никто и не отвратил от фарту». В составе такой мини-артели, состоящей из братьев, Иван Григорьевич оказался «на Бодайбо».
На склоне лет он охотно рассказывал своим внукам о разных забавных, поучительных и предостерегающих случаях, которые случались с ним, его артельщиками на приисках. О том, как фартило или откровенно не везло, о полученной и упущенной выгоде, об изменчивости и коварстве фортуны. Как с обнаруженным самородком за щекой украдкой или сломя голову артельщики стремились добраться к прилавку заветной торговой лавки, чтобы успеть обменять его на продукты, мануфактуру и, в лучшем случае на деньги, пока находку не изъяли «прикашшик или урядник».
Не всем удавалось вернуться из приленской тайги. Вот и артели деда одного из братьев погребло породой в результате обвала шурфа, другой - умер от сильной кровопотери в результате полученной травмы. И Иван Григорьевич, который владел искусством заговора крови, всю оставшуюся жизнь клял себя за то, что не оказался тогда рядом «с браткой» и не смог заговорить кровь, «спасти братку».
В один из фартовых моментов Иван Григорьевич «справил» себе наимоднейший тогда костюм приискателя. Следующие семь десятилетий (а прожил он жизнь весьма насыщенную и по российским меркам продолжительную: родившись 19 января 1874 года, умер 30 июня 1973 года, на сотом году жизни) он надевал этот костюм только «на выход»: на деревенские гулянки, колхозные собрания и деревенские сходы, для походов в колхозную контору, которые он время от времени совершал «за ради приличия», чтобы «постырить» с председателем из-за своей неприлично малой восьмирублевой колхозной пенсии.
Несколько лет Юлия Степановна тщетно пыталась договориться с дядей, чтобы он передал ей этот костюм для музея. Не хотел он это делать даже за деньги. Аргументация отказа, на его взгляд, была более чем веской: «На што народу смотреть на мои подштанники?». Отдавал Иван Григорьевич свою «лопатину» (после очередных увещеваний его жены, Ульяны Кузьминичны) «через силу» и с величайшей неохотой. Решение принимал мучительно, тяжело: ведь он отдавал свою удачу, свой фарт, что среди коренных ангарцев не принято было делать. А впоследствии, при встречах с Юлией Степановной, строго спрашивал, действительно ли она взяла костюм для музея и там ли, «в бузее», он находится.
Юлия Степановна, не имеющая высшего образования, как и большинство ее ровесников, прекрасно понимала высокое назначение музея. В создании музея ярко проявились общественная направленность ее натуры, ее лучшие человеческие качества. Музей был очень нужен району, славящемуся не только природными богатствами, но и ангарской стариной, песнями, уникальным самобытным ангарским говором.
Кежемский район относится к старожильческим, здесь сложилась особая самобытная культура, являющаяся симбиозом культур коренного тунгусского (эвенкийского) населения Ангары и переселенческого русского населения. Предки ангарцев заселили эти места в ХVII в., а в наши дни, в связи со строительством Богучанской ГЭС, ангарские селения станут дном водохранилища. Потому-то и хотели ангарцы увековечить Память о предках, сохранить свою историю. Поэтому появился музей.
Целеустремленность и прирожденная дипломатичность помогали Юлии Степановне решать самые сложные вопросы, связанные с организацией музея. Ей удавался диалог с властью. Она умела находить подход ко многим, даже самым «упертым» землякам, ведь она тоже была ангаркой, носителем русской старожильческой культуры.
Процесс формирования этой культуры начался в период активного освоения Нижнего Приангарья первыми русскими переселенцами. Став основной транспортной артерией более чем на два века, Ангара приняла на свои берега переселенцев из разных регионов европейской части России, но ведущую роль в формировании потомственного населения Приенисейского края в XVII - начале XVIII в. сыграл северорусский переселенческий элемент. В течение одного-полутора столетий (к 60-м годам XVIII в.) сложился социум потомственных русских старожилов, обладающих особенностями хозяйственного уклада, социальных отношений, культурных традиций. Исследователи вводят понятие «сибирские старожилы» (в частности, даже в книге первого губернатора Енисейской губернии А.П. Степанова), старожильческое население выделяют в «особую русско-сибирскую народность» (А.П. Щапов). Историк П.М. Головачев ввел и описал понятие «сибирский характер». По его мнению, географические и исторические условия оказали влияние на особенности в характере, в умственном складе и даже во внешнем облике старожильческого населения Сибири. Во второй половине XIX в. наличие у русских сибиряков черт специфического самосознания признается всеми исследователями. Комплексные исследования начала 1960-х привели к тому, что впервые русские старожилы были выделены как «особая сибирская ветвь русского народа», в начале XXI в. вводится понятие «сибирский субэтнос». Во второй половине XX в. огромный вклад в изучение самобытного ангарского фольклора и говора внесли ученые-филологи Красноярского государственного педагогического университета. В 1990-е годы педуниверситет выпустил несколько словарей русских говоров северных районов Красноярского края. И Кежемский район как типичный сибирский старожильческий район являлся одним из 5-ти районов Красноярского края, ставших объектами исследований. Особенности заселения и освоения Кежемского района способствовали формированию и сохранению на территории района компактной группы русского старожильческого населения. Этнографические особенности быта и культуры русского населения Приангарья, в том числе и Кежемского района, были широко исследованы Л.М. Сабуровой в 1950-60-е годы (Ю.С. была с ней знакома).
Есть замечательная характеристика сибирского старожила этнографа (Ф.Ф. Болонев), в которых легко узнаются черты наших земляков: «Сибиряку свойственны широкая душа, бескорыстное гостеприимство, беззаветная храбрость, любовь к Родине, гордая независимость характера, вольнолюбие, уживчивость с местным населением, желанием прийти на помощь другим, поддержать бедного и слабого, предприимчивость и сноровка в работе». Кежемский район заселили в основном выходцы из Поморья: устюжане, сольвычегодцы, вычегжане, сысольцы, вымичи, пинежане. Сегодня кежмарей можно определить по характерным фамилиям. Так, в Кежме наиболее распространенными были фамилии Лушниковы, Брюхановы, Кокорины, Верхотуровы; в Паново - Пановы, Савватеевы; в Усольцево – Усольцевы; в Привалихино – Привалихины... По результатам экспедиций Красноярского пединститута (1969-1972) в каждом населенном пункте Кежемского района имелись Брюхановы, Карнауховы, Верхотуровы, Сизых. По фамилии ангарец может почти наверняка определить, откуда ты родом, «верховской» или «низовской». Черты быта, способы охоты, рыболовства, одежды и терминологическая лексика отразили влияние эвенков на ангарцев. Малочисленность первоначального русского населения, особенно женского, приводила к возникновению кровнородственных связей русских и эвенков. В Приангарье до недавнего времени бытовало понятие «тунгуссова родова», указывающая на родственников эвенкийского происхождения.
По Ангаре они продвигались дальше: в ее верховья, в Прибайкалье, на Лену и далее на восток. В летний и зимний периоды по ней осуществлялся основной грузопоток как водным, так и санно-гужевым транспортом. Положение существенно изменилось со строительством Московского тракта, который связал Прибайкалье, Иркутск, Братск, Илимск с административным центром Приенисейской Сибири, минуя нижнее течение Ангары. Сократился поток переселенцев. Регион на длительное время оказался отчасти в изолированном (географически) положении.
Эти факторы и предопределили формирование своеобразной самобытной культуры русского приангарского населения, в том числе и в поведенческом плане. Незнакомые люди, в том числе и переселенцы, вызывали определенную настороженность. К ним долгое время приглядывались, выясняя, что из себя представляет человек, «не варнак ли, не лиходей?», насколько безопасно будет принять его в свой круг, в свое «обчество». И если уж принимали, то принимали с сибирским радушием и гостеприимством. Своими успехами старались не хвастаться, о количестве пойманной рыбы, добытой пушнины и «мяса», собранных грибах и ягодах, об урожае на огороде особо не рассказывали. В ответ на вопрос: «Как в этом году ловится рыба?», отвечали: «Сегоды худо, худо сегоды, а вот те годы — да! Вот те годы - да! Рыба была!..». Скрывали от других места удачливой рыбалки, ягодные и грибные места - «от сглазу и зависти». Старались жить с запасом, по принципу — продуктов и прочего припаса в хозяйстве много не бывает, готовили «впрок», рассчитывая только на свои силы. Одной из характерных черт ангарцев была независимость, развитое чувство собственного достоинства. Жить в достатке, но скромно, без излишнего разбазаривания припасов. Но желанных гостей встречали с радушием, старались приветить и угостить с размахом. В семейных отношениях во избежание близкородственных браков прослеживали родство до максимального количества «колен».
Юлия Степановна, коренная ангарка, сумела выполнить поручение земляков, чем искренне гордилась. В 1994 году решением Кежемской районной администрации ее имя было присвоено музею. В 1995 году, на 87-ом году жизни (!), она получила почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ».
Имя ее неразрывно связано с Кежемским музеем, с прекрасной ангарской землей. Недаром в шутку – получилось всерьез - мы называли ее «экспонатом № 1». Она всегда удивляла молодостью души, умением ценить и любить жизнь. Удивляли ее жизнестойкость, дипломатический дар, способность к поступкам.
Показательна в этом смысле громкая история с колоколом, случившаяся в 1989 году. В Кежму приехал представитель Енисейской епархии для того, чтобы забрать колокол из деревни Аксеново. Все разрешительные документы на вывоз колокола имелись, местные власти, в свою очередь, не препятствовали. Нетрудно догадаться, что помешала всему этому Юлия Степановна, которая к тому же считала себя атеисткой.
Она первой добралась до Аксеново, что было очень сложно по тем временам. Люди встретили ее неприветливо, считая причастной к происходящему. В Аксеново давно не было ни церкви, ни часовенки, но остался колокол, который созывал и объединял людей. Без него невозможно было представить деревню. И Юлия Степановна подняла народ: собрался сход жителей, который принял решение не отдавать колокол. Когда священник приехал, резолюция уже была готова. С высоты сегодняшнего дня вызывает удивление и уважение ее гражданская смелость и позиция.
На этом испытания колокола не закончились. В 1993 году он исчез, и два года о нем ничего не было слышно. Неизвестным образом он вернулся из Челябинска. 18 октября 1995 года колокол был доставлен самолетом из Кежмы в Кодинск. Несколько лет он находился в музее, затем занял почетное место во вновь построенной церкви в Кодинске.
Время показало, насколько мудра была Юлия Степановна, не побоявшаяся в одиночку защитить колокол. Сегодня аксеновский колокол стал символическим памятником исчезнувшим ангарским селениям и тем селениям, где еще теплится жизнь до пуска первых агрегатов Богучанской ГЭС (предполагается, что это произойдет в 2010 году). Юлия Степановна мечтала о Памятнике ангарским селениям, и колокол, по ее мнению, занял бы в нем почетное место. Думается, такой памятник должен появиться в районе, который скоро безвозвратно изменит свой облик.
В 2010 году планируется запуск первого агрегата Богучанской ГЭС. Казалось бы, за эти годы (особенно с начала 1970-х) ангарцы должны были привыкнуть, смириться с предстоящим затоплением родины. Прошли Прощания в ангарских селах, организуемые по воле самих ангарцев. Казалось бы, многие из них, давно или недавно покинувшие родину и вроде бы пустившие корни на новых местах, должны смириться. НО... Чем ближе страшная дата, тем сильнее боль за родину, сильнее осознание непостижимой потери, последствия которой нам еще предстоит понять, пережить. Наверное, поэтому возникли встречи-прощания в Красноярске, проходящие с 1997 года. Они помогают кежмарям-ангарцам жить, создают ощущение прежней жизни на Ангаре, собирают людей разных поколений. Но самые дорогие гости на этих встречах – люди старшего поколения, носители старожильческой культуры, культуры наших предков. Носители языка, песен, которые почти невозможно воспроизвести, а главное – яркие представители ангарского самобытного характера. Среди них баба Катя, Брюханова Екатерина Яковлевна, уроженка д. Заимка, ставшая талисманом наших встреч. В этом году ей исполняется 95 лет, и она является достойным представителем старожильческого русского населения Сибири, примером того, что представляет собой настоящий сибирский характер.
Особо хочется сказать о заслуге Юлии Степановны и в создании Книги Памяти. Остается в очередной раз удивляться той энергии, с которой она взялась за дело. В своей статье в «Советском Приангарье» (1993) она обращается к землякам: «…расскажите, как провожали на фронт своих близких, как верили в победу, как все смогли перенести – и боли, и невзгоды. Пишите. Общий сборник должен будет выйти большой памятной книгой. Сбор материалов – в музее». И, замечает: «Считаю, что особых забот о средствах, которые потребуются на издание книги, проявлять не нужно. Как говорится в пословице, будет день, будет и пища!». К 50-летию Великой победы Книга Памяти вышла. Снова Юлия Степановна оказалась права.
Судьба Кежемского музея складывалась до сих пор удачно. Думается, что первотолчок, заданный Юлией Степановной, продолжает действовать. В 1990 году музей начали перевозить в Кодинск. За 3 года (1990-1993) он трижды менял свой адрес, трижды открывался в новом районном центре. И каждый раз это становилось событием! Музей действует в Кодинске 19 лет, получив признание не только у ангарцев, но и у тех, для кого Ангара стала второй родиной.
Кежемский музей – живой. В нем живет ангарский дух, звучат ангарские песни и ангарский говор. Не каждому музею так везет. Юлия Степановна, вернувшись в Красноярск в 1996 году, ни на минуту не забывала о своем «ребенке» - так она называла музей.
У К. Хадсона, известного европейского музеолога, есть оригинальное определение хорошего музея: это «… тот, из которого вы выходите, чувствуя себя лучше, чем когда вы в него вошли». Думается, что к Кежемскому музею это имеет прямое отношение.
Высокое общественное качество музея было отмечено еще при жизни Юлии Степановны. Музей трижды был победителем в краевом конкурсе «Вдохновение» в номинации «Лучший музей» (1994, 1996, 1997); на Первой Красноярской музейной биеннале (1995) отмечен дипломом победителя в двух номинациях: за экспозицию «Ангарская старина» и видеофильм «Забытые в веках». Музей принимает активное участие в музейной жизни края. До сих пор музею везло на отношение со стороны властей. Пусть эта традиция, начавшаяся в теперь уже далеком декабре 1982 года, сохраняется и продолжится в будущем!
Отношение же земляков к своей многовековой истории и культуре выразил замечательный ангарец, ветеран Великой Отечественной войны, любимый учитель разных поколений кежмарей, народный поэт, создавший литературный Памятник своей малой родине, Алексей Федорович Карнаухов:
АНГАРСКИЙ ГОВОРОК
Люблю язык свой! Нет ценней подарка,
чем услыхать певучий говор наш.
Послушайте, как говорит ангарка,
старинной речи кежемской верна…
Возле крылечка детская коляска,
в нее глядится бабка, как в дуплё.
-Не спит, пестряк! - а в голосе-то ласка,
-Оно тут кто ли чо ли за валеж?
Невестушка слегла. Сосить не стала…
Болеет натодель. Жалко ее мне.
-Не бай! Ловконькя бабочка, баская.
Мне глянется. Как така уж с ней?
-Грудь остудила – осень ведь. Упрямы –
Ведь не оболокутся никовды!
Мне и самой не можется. Пью травы.
Сколь ни лечуся – нету леготы!
А ко поделаешь, с ним водиться нады –
Уж с челяденком будем сам? Мужик?..
Ой, девка, погляди-ка (вот досада):
Опеть дите голехонькё лежит.
Я толькё те сказала: ты не бейся
(он все все толкует, даром что дитё),
не выпрягайся, дитя, не кобенься…
Он, своедумный, все свое ведет.
Ну, суета. А счас лежит, как барин.
Опрудился, поди? О-о, лыва? Вишь?
Не совестно тебе: такой здоровый парень?
Ну, чо, бакряк, нагрезил и молчишь?
Ага, заговорил! Чего лопочешь?
Держать тебя, сердешный, нелегко –
Я вижу, что на ручки мои хочешь…
-Сколькё ему от роду-то?
-Сколькё?
Семь месяцев! Малой ишшо, не ходит.
А стенку у коляски вышибат.
У-у, отлевной!
-Он на кого находит?
-Он со шшеки на тятю пошибат.
Но до чего смирённый и спокойный!
Не расклевишь ни вжись, не загнусит,
И плачем не зайдется, мой маленый,
А если что неладно – закряхтит.
Легко, кажись, с таким-ту вот водиться,
А все ж таки жду не дождусь саму.
Лени-ка, мне, подруженька водицы –
Я парнишонка на руки возьму.
Одинова я чуть не уронила…
Ой, святдух! Ведь не знаешь напереде…
-Он просит ись. Ковды его кормила?
Ишь, ребетенок тянется к груде.
-Хоть поднаумила! Ох, эти внуки:
лешак их знат, когда давать, чего.
Кормить их нынче надо по науке,
а я-то ко, я – никово!
Ведь я на чавканине подымалась,
коровьей титьке – была у тя, бовать:
сама рожком, поди-ка надсаждалась…
-Да, тоже всяка всячина была.
-Была… А время-то прошло дивно…
Чо дивоваться? Год наш не ланской,
а декуюсь, стара и незаживна,
от обезделья с ним вот день-деньской.
Ну ты, варнак, и верно хочешь жабать.
Давно, видно, пора тебе ням-ням.
Сейчас, родимый, кашу сварит баба.
Пойдем домой, уж поздо, отемням.
Все недосуг, не время - нет покоя:
То стирка, ребеночек, то куть.
Чаевничать бы надо нам с тобою,
А нековды. Пока! Не обессудь!
Л.Л. Карнаухова
Красноярский краевой краеведческий музей
В.И. Макулов, КГПУ им. В.П. Астафьева
ПАТРИОТ ЗЕМЛИ АНГАРСКОЙ
Мы родину себе не выбираем –
С рожденья окунаемся в неё.
История, судьба родного края –
Моя судьба и прошлое моё.
А.Ф. Карнаухов
Среди людей, которые вносят свой вклад в развитие нашего края, есть и мои земляки. Я решила написать о директоре нашего историко-этнографического музея им. Ю. Кулаковой – Галине Григорьевне Брюхановой. Эта энергичная женщина стоит во главе небольшого коллектива музея Кежемского района уже 21 год. Музей небольшой, а работу по воспитанию в подрастающем поколении гражданственности, любви к своей малой родине они проводят огромную.
Я родилась здесь, на ангарской земле, и о традициях коренных жителей, об их промыслах, предметах обихода узнала в музее из содержательных рассказов Галины Григорьевны. Помню первое посещение музея… Я еще маленькая, все кажется загадочным, необычным: тетерев на стене, медведь во весь рост, деревянная лодка, рыболовные снасти…Появляется приветливая женщина, улыбается и начинает свой увлекательный рассказ о жизни на Ангаре, о сильных людях – сибиряках, о том, как они ходили на охоту, как жили. И скованность моя пропадает, я уже чувствую себя в той жизни, хочется сесть в лодку и поплыть по Ангаре, любуясь её красотой.
Думаю, это и есть вклад в историю края, в историю родной земли, когда подросток ощущает неразрывную связь со своими корнями. Может быть, кому-то чужому, приезжему человеку непонятно, что привлекает в музей жителей нашего района. А я вам скажу: здесь уже 15 лет проходят Уроки мужества. Когда в большом зале Славы, торжественном, дышащем историей, сидят притихшие дети и слушают проникновенный рассказ Галины Григорьевны о первом известии о войне на Ангаре, о трудных годах в тылу, о подвигах сибиряков, сердце каждого переполняется гордостью. Гордостью за то, что ты часть истории, что это твоя земля, понимаешь, что ты должен быть её достоин. Такое сознание в душе происходит благодаря людям, влюбленным в своё дело. Галина Григорьевна Брюханова – один из патриотов земли ангарской.
Это её энтузиазм, желание сохранить традиции и обычаи коренных ангарцев помогают нам понять высокие жизненные ценности.
Когда Галина Григорьевна ведет музейные уроки «Здесь родины моей начало…», вдохновенно читая стихи известного поэта-земляка А.Ф. Карнаухова, любовь к родной земле чувствуется в каждом слове. Кажется, она отражает чувства каждого ангарца. Она говорит, что чувство родины обостряется с возрастом, я ей охотно верю. Но, прислушиваясь к моему внутреннему чувству, думаю, что и в нашем возрасте любить свою землю, её людей можно сильно и преданно. Спасибо Галине Григорьевне и людям, любящим свою работу, за трепетное внимание к истории сибирской земли, за воспитание душ. Положение деревень в Кежемском районе в связи с вводом Богучанской ГЭС усложнилось: уже многие старинные ангарские поселения невозможно увидеть. Вот и торопится Галина Григорьевна в поездки по району на встречи с бабушками, дедушками - коренными жителями, чтобы послушать их рассказы о юности, о жизни, пополнить музей экспонатами. В работе ей помогает доброжелательное отношение к людям, способность расположить их к себе. Её знают и в городе и в деревнях. Я видела, как она разговаривает с ветеранами войны и тыла на 9 Мая, как что-то обсуждает с бабушками на скамеечках во дворе. Неудивительно, что «Ангарские посиделки» пожилые люди ждут с нетерпением, охотно приходят туда, долго общаются, поют ангарские песни, веселятся, доверяют Галине Григорьевне самые сокровенные тайны. Она всегда душа компании. Галина Григорьевна много лет ездит по району с выставкой «Ангарские промыслы», выступает перед людьми, вдохновенно рассказывая об Ангаре, о её роли в жизни коренных ангарцев. Встречи во всех деревнях проходят в теплой обстановке, приносят людям удовольствие, воспитывают у молодежи уважительное отношение к старшему поколению. Сотрудничество нашего музея охватывает всё местное население района.
Формы работы с людьми у сотрудников музея самые разные. Кроме выставок, встреч, о которых я уже сказала, интересен для жителей и клуб «Ветеранская молодость». Я видела фотографии одной из встреч: задорные веселые лица помолодевших бабушек, удовольствие от встречи просто охватывает всех собравшихся. Галина Григорьевна как директор музея проводит большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Это Уроки мужества, встречи участников войн в Афганистане и Чечне, праздники в преддверии Дня Победы, проводы в Армию. В нашем районе знают о своих героях школьники, поклоняются их подвигам все земляки. В музее можно прочитать документы настоящего довоенного и военного времени; протоколы заседаний колхозов, повестки военкомата, похоронки, письма с фронта. Много фотографий на стенах помогают войти в неизвестное нам время. И в этом тоже большая заслуга Галины Григорьевны Брюхановой.
Галина Григорьевна – очень чистый и светлый человек. Она не любит, когда её хвалят и рассказывают о её заслугах. «Что особенного? Я просто люблю свое дело и людей», - скромно говорит она Вот такая наша Галина Григорьевна. Это один из известных людей нашего района. Заслуги нашего музея в развитии культуры замечены на уровне края.
Беседуя с Галиной Григорьевной, я удивилась количеству значимых грамот и благодарностей. Первая Почетная грамота отмечена 1986 годом, последняя дата – 2012 год. Малый музей из глубинки края – активный участник многих конкурсных программ: конкурс «Социальная звезда» (2007 г.), Международные Музейные Биеннале (призер 1995 г.), конкурс «Вдохновение» (лауреат 1997 г.), фестиваль – конкурс «Окно в музей» (участие, призер). Брюханова Галина Григорьевна в 2007 году за личный вклад в развитие культуры края награждена Грантом губернатора Красноярского края. Имеет она Благодарственное письмо от комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края. Профессионализм, высокий уровень мастерства директора нашего музея отметила партия Единая Россия. Высоко оценены достижения Галины Григорьевны в культуре Министерством культуры РФ – вручен наградный знак (2003 г.). За отличие в партиотической деятельности Галина Григорьевна Брюханова в 2012 году награждена памятной медалью «Патриот России» Российским государством военным историко-культурным центром при правительстве РФ. Это очень высокая оценка работы человека, вносящего свой вклад в историю нашего края.
Высоко ценят активную деятельность Галины Григорьевны и посетители музея. В книге отзывов представлена «география» России: пишут гости из Канска, Норильска, Хакасии, Лесосибирска, Владивостока. А.Усс, председатель Законодательного собрания края, оставил в книге отзывов: «Это самый теплый музей, который я посетил». Интересным нашли наш музей гости из Китая, Швеции, Англии.
Большим событием в жизни района стал проект «Ангарский словарь». Летом 2012 г. Профессор СФУ вместе со студентами этого вуза побывали в Кежемском районе. Участники экспедиции запечатлели нематериальное историческое наследие жителей Нижнего Приангарья и создали фонд видео- и аудиозаписей для сайта «Ангарский словарь». Это будет первый в практике отечественной лексикографии сетевой вербально - визуальный диалектный словарь. Этот проект позволит сохранить для потомков уникальный язык ангарцев. Мы гордимся, что единственным партнером краевого проекта является Кежемский историко-этнографический музей имени Ю.С. Кулаковой. Выставка «Ангарский словарь под водой» представляла более 50 предметов уникальной ангарской старины из фондов музея.
Вот такой огромный вклад в дело по возрождению и сохранению народных традиций в районе вносит директор нашего музея Брюханова Галина Григорьевна. Про неё можно сказать: «Сердце старости не знает и много лет не тлеет, а горит». Хочется присоединиться к словам нашего поэта-земляка А.Ф. Карнаухова
Я прошу, чтоб вы не охладели
И не опускали рук и плеч:
Вам спасибо скажут, что сумели
Для потомков прошлое сберечь!
Севостьянова Илона,
ученица 8г класса МКОУ КСОШ №4
г. Кодинск
УСЕНКО НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ
Рева, И. Т. Усенко Николай Ильич / И. Т. Рева // Енисейский
энциклопедический словарь / Глав. ред. Н. И. Дроздов. –
Красноярск : Русская энциклопедия, 1998. - С. 646.
УСЕНКО Николай Ильич (1924-?), Герой Советского Союза (1944), гвардии рядовой, телефонист батальона 8-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. В октябре 1942 призван в Красную Армию Ирбейским РВК. С янв. 1943 на фронте. 6.10.43 отличился при форсировании Днепра в р-не с. Губин (Чернобыльский р-н Киевской обл.) в боях за плацдарм.
Рева И.Т. Пугачев, В. Усенко Николай Ильич / В. Пугачев // Наши отважные земляки
(Красноярцы — Герои Советского Союза). - Красноярск : Красноярское книжное издательство, 1990. - С. 394-396.
УСЕНКО
Николай Ильич
Родился 22 декабря 1924 г. в деревне Каменка Ирбейского района Красноярского края. Из крестьян. Русский. Окончил шесть классов начальной школы, работал сплавщиком в Кежемском леспромхозе.
В октябре 1942 года призван в Красную Армию. На фронтах Великой Отечественной войны с января 1943 г. Гвардии рядовой, телефонист батальона 8-го гвардейского воздушно-десантного полка 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (60-я армия, Воронежский фронт). 6.10.43 г. отличился при форсировании Днепра в районе села Губин (Чернобыльский р-н Киевской обл.), в боях за плацдарм.
Звание Героя Советского Союза присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года.
После тяжелого ранения и многомесячного лечения в госпиталях в апреле 1944 года был демобилизован, работал нормировщиком в Кежемском леспромхозе. С 1976 г. — персональный пенсионер, живет в г. Красноярске. Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями.
В начале октября 1943 года войска Центрального фронта стремительным ударом выбили противника с левого берега Днепра и, не задерживаясь, с ходу начали форсировать реку. В числе первых переправился под огнем противника на правый берег и батальон 8-го гвардейского воздушно-десантного полка, в котором служил телефонистом наш земляк Николай Усенко. К тому времени это был уже обстрелянный воин, опытный специалист своего дела. Он участвовал в тяжелых боях под Старой Руссой, в сражении на Курской дуге, был ранен. После госпиталя снова вернулся в свою часть. И вот сейчас,
едва переправившись на правый берег Днепра, он сразу же проверил, как действует, не нарушилась ли связь со штабом полка. Связь работала хорошо. Протянутый через реку телефонный кабель, утяжеленный грузилами, лег на дно, не был порван взрывами снарядов и мин. Другие телефонисты батальона протянули провода в роты, которые спешно закреплялись на отбитом у врага небольшом плацдарме.
Вскоре гитлеровцы предприняли одну, потом другую контратаку, стремясь сбросить десантников в Днепр. Но их попытки оказались безуспешными. Батальон капитана Стеблева не только устоял на занятых рубежах, но и потеснил противника, расширив занятый плацдарм.
Не добившись успеха силами пехоты и артиллерии, гитлеровцы вызвали на помощь самолеты. На позиции десантников посыпались бомбы. Пикируя, самолеты поливали пулеметным огнем находившихся в окопах, ничем не защищенных сверху наших воинов. Ряды десантников неумолимо таяли.
В самые напряженные моменты боя, во время вражеских артобстрелов и бомбежек
добавлялось работы телефонистам: связь со штабом полка, с ротами то и дело нарушалась. Рядовому Усенко, и другим связистам, приходилось выходить на линию, отыскивать повреждения и устранять их. Только в течение одного дня, четвертого октября, Николай Усенко исправил двенадцать повреждений на линии. Самоотверженно обеспечивая бесперебойную связь, телефонисты помогли батальону выстоять.
На другой день гитлеровцы предприняли новое наступление на позиции десантников. Им удалось вклиниться в оборону батальона. Усенко в это время находился на линии и неожиданно столкнулся с группой вражеских автоматчиков. Сибиряк не растерялся, швырнул в гитлеровцев три гранаты, уцелевших скосил огнем из автомата.
К вечеру наступило затишье. В беспокойном ожидании прошла ночь. Утром гитлеровцы снова двинулись в атаку. Бой шел весь день. Не один раз прерывалась связь с ротами, и Усенко приходилось восстанавливать ее, лично доставлять командирам рот приказания командира батальона.
К исходу дня около трехсот фашистских солдат, просочившись в стыке между ротами, зашли в тыл батальону, пытаясь отрезать его от остальных. И в этот момент неожиданно оборвалась связь со штабом полка, который накануне переправился через Днепр, находился на плацдарме. Комбат вызвал к себе Николая Усенко:
— Бегом в штаб полка. Передай: батальону нужна немедленная помощь.
Судьба подразделения зависела от того, успеет ли командир полка помочь ему своим резервом. Усенко удалось пробраться в штаб, доложить обстановку, в которой оказался батальон. Штаб принял необходимые меры, угроза окружения батальона была ликвидирована.
...Много лет уже Николай Ильич находится на пенсии. Здоровье не ахти какое: сказываются фронтовые раны, да и годы дают о себе знать. Но и сейчас еще нередко встречается со школьниками, рассказывает им о том, как в суровую годину их деды защищали от иноземных захватчиков родную землю.
В. Пугачев
Герой Советского Союза Николай Ильич Усенко // Достоин звания Героя :
красноярцы — Герои Советского Союза / Красноярский краевой краеведческий
музей. - Красноярск : Красноярское книжное издательство, 1975. - С. 113-114.
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
НИКОЛАЙ ИЛЬИЧ УСЕНКО
Родился 12 марта 1924 года в деревне Каменка Ирбейского района. До войны работал в Кежемском леспромхозе.
В Советскую Армию призван в 1942 году. Воевал на Северо-Западном фронте под Старой Руссой. Участвовал в боях на Орловско-Курской дуге.
Противник, подготавливая наступление, 4 октября 1943 года бросил в ход крупные силы авиации. В промежутке между бомбежками не менее пяти «мессершмиттов» расстреливали из пулеметов находящуюся в ячейках пехоту, не давая поднять головы.
Телефонист 8-го гвардейского воздушно-десантного полка 3-й гвардейской десантной стрелковой дивизии гвардии рядовой Усенко в этот день исправил 12 повреждений на линии.
5 октября немцам удалось вклиниться в наши боевые порядки. Гвардии рядовой Усенко столкнулся на линии со взводом вражеской пехоты. Не теряясь, он с дистанции 20 метров бросил три гранаты. На месте разрывов осталось 25 убитых и раненых немецких солдат и офицеров. По убегающим восьми Усенко открыл огонь из автомата. В результате и им не удалось уйти от советского воина.
6 октября в 10.00 гитлеровцы вновь перешли в контратаку. Телефонная связь
постоянно рвалась в ходе боя. Усенко обеспечивал бесперебойную связь, лично доставляя приказания и донесения от командира батальона до командиров рот. К исходу дня до 300 немецких солдат, просочившись в стык батальона, зашли с тыла и стали отрезать наступающий батальон. Комбат послал Усенко в штаб полка доложить о сложившейся обстановке. Судьба батальона решалась от того, успеет ли командир полка помочь ему
своим резервом. Усенко, с боем пробившись сквозь вражеское кольцо, вовремя доложил обстановку и тем самым дал командиру полка возможность обеспечить успешный исход боя и спасти батальон от вражеского окружения.
Из копии наградного листа.
Описание подвига от 13 октября 1943 года.
ЕВГЕНИЙ КОПЫТОВ
Родился в 1958 году в с. Кежма Кежемского района Красноярского края. Окончил Кежемскую среднюю школу. Затем служил в армии и учился в Кемеровском государственном институте культуры.
Всегда был увлечен поэзией, но сознательное творчество началось в более зрелые годы. Лиричности учился у Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока.
Ранее проживал в с. Кежма, в настоящее время живет в с. Заледеево Кежемского района.
Познакомиться с некоторыми произведениями Е. Копытова можно здесь
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ТИМЧЕНКО
Родился 28 сентября 1950 г. в д. Мульга Курагинского района Красноярского края. Образование высшее (КГПИ), учитель физики, работал по профессии до 2000 г., пенсионер, житель Кежемского района с 1971 г. Ранее жил и трудился в с. Кежма, в настоящее время проживает в п. Имбинский.
В апреле 2013 года принимал участие во II Межрегиональном литературном фестивале «Книга. Ум. Будущее» (КУБ), проходившем в г. Красноярске. В рамках фестиваля проводился конкурс на соискание премии Игнатия Рождественского. Компетентное жюри, в состав которого входили члены Союза писателей России и регионального Союза писателей, высоко оценило творчество нашего земляка, он был признан победителем в номинации «Я себя не мыслю без Сибири». Поздравляем Николая Николаевича с победой!
Познакомиться с некоторыми произведениями Н.Н. Тимченко можно здесь и здесь
ЖИВАЯ ИСТОРИЯ СРЕДИ НАС.
ВАЛЕНТИНА ЕВГЕНЬЕВНА ТКАЧЕВА
Наверное, каждый любитель поэзии испытывает интерес к личности, наделенного даром стихосложения. И я не осталась в стороне. У нас в гостях была ветеран строительства Богучанской ГЭС, поэтесса, спортсменка, просто хороший человек, Валентина Евгеньевна Ткачева. Мне захотелось о ней рассказать.
Валентина Евгеньевна родом из Архангельской области, приехала в Сибирь вместе со своей семьей в1985 году. Кежемская земля встретила ее 25 сентября очень теплой погодой, так как у нас никогда не бывает в это время так. Поразила ее, что очень много было мошки в тот день. Здесь, именно на Кежемской земле она нашла себя. Ее тут закалили и безденежье, и плохие бытовые условия, и настоящее строительное братство. Она очень хорошо помнит, как в мае дружно шли на демонстрацию. До сих пор с удивлением вспоминает, когда на демонстрации во время шествия школьников, услышав приветственные слова: «Вот идут будущие строители Богучанской ГЭС!», была возмущена. Решила, что ведущий ошибается, что к тому моменту, когда вырастут эти школьники, уже ГЭС достроят.
В начале октября 1985 года Валентина Евгеньевна вступила в клуб любителей бега, тогда возглавлял Ю.С. Дмитриев.
На первых же соревнованиях, заняв 2 место, вошла в состав сборной ГЭС. До сих пор поддерживает свое здоровье, по утрам принимает контрастный душ, летом бегает по утрам, а раньше бегала на лыжах столько километров, сколько лет ей исполнялось. Мы с восхищением рассматривали медали спортсменки, которые она нам принесла посмотреть.
Очень хорошо помнит, как в1987 году 25 октября состоялось перекрытие Ангары. Никогда не могла бы поверить, что эта стройка продлится так долго. Совсем недавно, побывав на ГЭС, она была в полнейшем восхищении от этой громады, что дух перехватило. Еще в 1991 году она написала песню «Мы - гидростроители», за которую получила первую премию. После этого к ней часто начали обращаться за стихами, чтобы она их декламировала. Так у нее началась творческая деятельность. Итогом ее творчества является книга стихов, вышедшая в свет в 2001 году «Кому душа отозвалась», некоторые из них она читала на различных поэтических конкурсах. Валентина Евгеньевна не все стихи выносила на суд читателям, считая, что многие мысли касаются только очень близких людей.
Теперь уже Валентина Евгеньевна с улыбкой вспоминает, как они, в далеком в 85-м, штурмовали рейсовый автобус у магазина «Меркурий», чтобы попасть на «Пионерку». Потом она привыкла туда добираться на велосипеде, это у нее хорошо получалось и быстрее. Надолго запомнит она и 1999год, когда в год ее 50-летия отмечали окончание сбора 1-го статора ГЭС.
Когда в 2004 году вышла на пенсию, продолжала заниматься спортом. В 2011 году в марте на 1зимней спартакиаде ветеранов завоевала 3 золотых медали, в 2013году-2золотых медали, а в 2014 году на летней спартакиаде ветеранов завоевала 2 золотых и одну бронзовую. Жизнь очень интересна у Валентины Евгеньевны. Летом она преображает свою дачу, взяв в руку кисть с красками. Когда заходишь туда, душа радуется.
Этот удивительный человек надолго оставил след в моей юной душе. Ведь я на нее смотрела как на человека, пишущего стихи. Пришли мне в голову такие строчки:
гидростроитель - сложная работа,
строительство тянулось сквозь года.
как много тех людей - живых историй,
как много в стройку вложено труда.
Я горжусь, что живу среди таких людей. Это меня подстегивает, заставляет работать над собой.
Лашенкова Анастасия,
ученица 10 класса МКОУ КСОШ №4
г. Кодинск
«Учитель, перед именем твоим смиренно преклонить колени…»
В нашей школе уже много лет работает прекрасный человек, замечательный учитель-Рамазанова Эльвира Петровна. Сегодня мы хотим рассказать о ней.
Профессия «учитель», возможно, самая тяжелая и самая интересная профессия в мире. Дарить детям знания, находить общий язык, уметь понимать детей - вот что такое настоящий Учитель. Эльвира Петровна не только учитель от Бога, но и человек, который может легко общаться со всеми учениками, как и с отличниками, так и с более «сложными».
Как рассказала нам Эльвира Петровна, с детства она мечтала быть учителем. Ее мечта осуществилась. В профессии Эльвиру Петровну привлекает общение с детьми, сам процесс обучения. «Когда чувствуешь, что тебя понимают - это счастье для учителя» - говорит Эльвира Петровна. По ее мнению, в школе должен работать безукоризненный, честный, разумно требовательный, понимающий учитель. На вопрос: «Вы устали от своей работы?» она ответила: «нет, не устала».
Сталкиваясь со сложными учениками, Эльвира Петровна легко находила общий язык. Она убеждала, помогала в учебе после уроков, беседовала с родителями. Результат был положительным: даже самые непослушные ребята понимали, что учеба – это важно, что к ней нельзя относиться: «Буду, не буду», «Хочу, не хочу». В ее глазах примерный ученик должен быть расположенным к знаниям, открытым в общении, умеющим понять, простить, учиться без пошлости. Иногда были моменты, когда хотелось покинуть профессию, но не выходило, любовь к русскому языку была безгранична. «Я считаю, что это один из главных предметов, он очень красивый, пожалуй, самый лучший в мире. На нем можно говорить с женщиной, с недругом и с другом, с любимым человеком», - так нам ответила Эльвира Петровна. И если бы ей представилась возможность начать жизнь заново, она бы не хотела изменить свою профессию.
Наша школа очень гордится, что рядом с нами живет и работает такой человек!
Беседовала Анна Жбанова, 6 Б класс
МКОУ КСОШ №4
г. Кодинск