«Адаптивное обучение в школе и какая от него польза»
Адаптивная школа — школа со смешанным контингентом, где учатся одарённые и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении.
У каждого из нас разное понимание мира, разные возможности для достижения наших целей, и поэтому разные потребности в обучении. Тем не менее, мы часто проводим одинаковое обучение для всех, как если бы мы были все одинаковы. Это означает, что никто из нас никогда не получает того обучения, которое нам нужно.
Учащиеся не должны сидеть в течение урока, которое не приносит пользы, что является пустой тратой времени. Если есть только 20 минут 45-минутного курса, которые приносят пользу данному ребёнку, но зачем он должен сидеть в течение всего урока? Точно так же, если обучение будет слишком тяжелым, учащиеся, скорее всего, потеряются, что приведет к ненужной повторной тренировке и часам, потраченным на овладение мастерством. Обучение, которое помогает нам более эффективно набирать скорость, приводит к тому, что мы тратим время более эффективно.
Адаптивная система обучения (АСО) разработана и внедрена в учебный процесс А.С. Границкой. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала. А сама технология придаёт учебному процессу адаптивность – способность приспосабливаться к особенностям каждого ученика.
Создание технологии адаптивного обучения было вызвано рядом недостатков традиционной организации учебного процесса:
при опросе учащегося остальные ученики молчат и чаще всего не слушают отвечающего;
при проверке тетрадей учитель тратит много сил и времени на анализ ошибок, а учеников чаще всего интересуют не ошибки, а только оценка;
когда учитель объясняет материал классу, многие его не слушают, отвлекаются или только «изображают внимание»;
у учителя нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям ученика;
редко проводятся самостоятельные работы;
ученики почти не работают индивидуально;
не все выполняют самостоятельно домашнее задание, что затрудняет дальнейшее проведение урока.
Урок, организованный по технологии АСО коренным образом отличается от традиционного тем, что роль учителя на таком уроке совершенно другая.
Задачи данной технологии – обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.
Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель:
управляет самостоятельной работой всех учащихся;
работает с каждым учеником индивидуально;
вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени на их выполнение; например: более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.
При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик – ученик, ученик – учитель, учитель – коллектив учащихся, ученик – коллектив учащихся.
Реализуя АСО, учитель работает в двух направлениях:
обучает весь коллектив, объясняет им материал, показывает, играет с ними и т.д.;
работает в персональном порядке с каждым из учеников, это выражается в самостоятельных работах, самоконтроле и взаимоконтроле учеников и т.д.
Первое направление реализуется стандартными способами: учитель объясняет материал ученикам, организует усвоение новых знаний и умений, при необходимости поясняя, помогая в усвоении материала отдельным ученикам.
Второе направление является нестандартным, полностью основанным на индивидуальном подходе. Так все ученики развиваются неравномерно, соответственно они и усваивают материал по-разному: кто-то быстрее, а кто-то отстаёт от них. Именно для этого и нужна персональная работа с каждым учеником в отдельности, самостоятельная работа, самоконтроль и работа в группах или малых группах (микрогруппах).
В уроке, построенном по технологии АСО, можно выделить следующие ключевые этапы.
Объяснение материала. Учитель объясняет материал не больше 10 минут, и затем дает задание, которое ученики выполняют в классе, а учитель тем временем проверяет домашнее задание, подготовленное учениками к этому уроку. Благодаря этому больше половины урока учащиеся работают самостоятельно, а учитель контролирует их работу.
Взаимоконтроль учащихся. Например, ученики обмениваются тетрадями или слушают и оценивают ответы друг друга. На этом этапе эффективно экономится время (проверяя работу товарища, ученик и сам совершенствуется в учебном материале) и обеспечивается хорошее качество проверки (учитель может в любой момент оказать помощь при затруднении, «перепроверить» письменные работу, оценивая не только саму работу, но качество её проверки другим учеником).
Самостоятельная работа учащихся (чтение, решение задачи, самостоятельный поиск знаний и т.д.). Важная особенность этапа – наличие возможности решать задачи, начиная с легких и продвигаясь к более сложным.
С помощью АСО деятельность ученика становится самостоятельной и активной, повышается «накопляемость» оценок, рационально расходуется время урока. В технологии адаптивного обучения осуществляется полный контроль всех результатов деятельности (фактически, работу контролируют три субъекта: учитель, сам ученик и его товарищи-одноклассники). Благодаря этой технологии ученик не только учится самостоятельно работать, у него повышается интерес к учебно-познавательной деятельности, что в целом стимулирует желание учиться.
Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.
«Развитие классного самоуправления»
Развитие классного самоуправления – дело сложное, требующее работы в течение долгого времени; но предоставлять учащимся власть, конечно, нужно. Самоуправление дает возможность подросткам осознать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, научиться преодолевать трудности, почувствовать ответственность перед товарищами по общему делу.
Цели ученического самоуправления можно сформулировать следующим образом:
В учебной работе: организация коллективной познавательной деятельности учащихся, взаимопомощь в учёбе.
В воспитательной работе: развитие лидерских качеств, воспитание самостоятельности, коллективизма, ответственности.
В трудовой деятельности - самообслуживание.
В досуговой деятельности: подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий.
Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Деятельность, по мнению, А.С.Макаренко, рождает самоуправление, а не наоборот.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Великий русский педагог В.А.Сухомлинский писал: « Нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы души ребенка были поглощены уроками, жизнь станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями».
Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, наличие у каждого ученика поручения, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, самоотчёты учащихся о выполнении поручений.
Учащимся раздаются листочки бумаги, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы:
в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать;
в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь;
какие мероприятия надо провести в классе обязательно.
Так составляется раздел «Досуг» плана воспитательной работы класса.
Выработался определенный стиль отношений с детьми и родителями:
Не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Подведем итог: в классе высокий уровень самоуправления при участии в каких-либо мероприятиях, но средний уровень организации. Высокий уровень организованности и активности и недостаточный уровень ответственности за общешкольные дела.
Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе
Аспект самоуправления
Коэффициент
Включенность учащихся в самоуправленческую деятельность
0,3
0,8
Организованность классного коллектива
0,4
0,6
Ответственность членов коллектива за его дела
0,8
0,8
Включенность класса в дела общешкольного коллектива
0,6
0,6
Ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива
0,7
0,7
Поэтому для себя, как для классного руководителя, я определила следующие основные принципы самоуправления в ученическом коллективе.
Учитель должен уметь что-то такое, что весьма значимо для учащихся.
Если он не умеет делать что-то, что значимо для детей, он должен увлечь их тем, что он умеет делать.
Слово учителя только тогда что- нибудь значит, когда дети, как минимум, без ума от учителя.
Поскольку дети знают только три профессии: профессия родителей, врач и педагог, то и значит, что слова этих людей достаточно важны для них.
Педагог должен уметь поставить ребенка в ситуацию, из которой ребенок должен искать выход сам.
Если педагог хвастается, что он придумал, он сделал, он организовал, то это, не есть достаточно хорошо. Важно, чтобы дети говорили – это мы придумали, это мы создали, это мы сделали, это мы организовали, и еще важно, чтобы они говорили так: А наша классная – она «классная», она нас всегда поддержит, поможет, не продаст…
Педагог должен составить карту лидерских качеств, успехов и умений каждого ребенка и умело вводить их в деятельность…
Нужно уметь улавливать характер связей, отношений, взглядов, желаний разных детей, уметь уловить их групповые интересы.
Идти на поводу у детей также бесполезно, как и насильно навязывать им собственные представления, ценности, рецепты.
Нужно уметь создавать созидательно – творческую обстановку, уметь организовать игровую мыследеятельность учащихся, в ходе которой детское фонтазирование и собственные мысли могли бы пересечься.
Только веселая созидательная бодрость воспринимается детьми как нектар необходимый для успешно-интересной жизни.
Многое забывается, многое надоедает, поэтому нужно уметь стимулировать и мотивировать всякую детскую деятельность и находить для этого разнообразные увлекательные шаги повороты.
Учитель должен уметь организовать детское общение в связи с деятельностью, обычное, бытовое общение, высокое творческое общение.
Трудное и светлое вспоминается с теплотой и благодарностью, не вспоминается обычное и безликое.
тдыхать и бездельничать для многих легче, нежели трудиться и все можно поменять, ели педагогу удалось тихонечко, через ритуалы, традиции, песни, общение душ, ненавязчивые советы, умение почувствовать, уловить ветер нового, ветер перемен и подвести учеников к коллективно признаваемым ценностям совместного бытия, деятельности, успеха.
Для каждого человека важно, чтобы его статус постоянно менялся, возвышая его, и в то же время хочется многое познать, увидеть, научиться тому, что весьма значимо в данной группе, в данном времени и городе. Педагог должен создать условия для статусного роста каждого ученика.
Заслуженный комплимент от любимого учителя, грамота, диплом, медаль от школы, прославление поступка в газете, присвоение звания и избрание на должность, получение удостоверения и награды за любой успех, фотография на сайте, стих или статья посвященные ученику – вот именно этим должен грешить классный руководитель применительно к детям и их родителям.
Рейтинг учащихся класса (подведение итогов классного конкурса «Ученик года»)
По итогам конкурса вручается памятный приз.
Рейтинг родителей класса
Конспект обобщающего урока по алгебре в 9 классе по теме «Решение уравнений высших степеней»