Как научить ребёнка распоряжаться деньгами? (в рамках изучения предмета «Финансовая грамотность»)
Как научить ребёнка распоряжаться деньгами? Такой вопрос встал передо мной после одного случая. Мой ученик Роман принес в школу деньги, которые ему дарили родственники. Он раздавал пятидесятирублёвые купюры, как обычные фантики. Благодаря внимательности взрослых, мне удалось вовремя остановить разбазаривание денежных средств. Все купюры удалось вернуть. Разговаривая с Романом, я хотела выяснить, зачем он раздавал деньги? Не жалко ему отдавать свои деньги?
Ответ ребёнка меня удивил. «У меня их много. Мне ещё подарят», – беззаботно сказал Роман.
Да, семьи моих детей социально благополучные, с хорошим достатком. Дети не знают ни в чём отказа, но они и не знают цену деньгам. Где-то я прочитала фразу, что недостаток воспитания финансовой грамотности часто проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к своим вещам.
Анализируя свои наблюдения, я пришла к выводу, что большинство детей в моем 2«В» классе, действительно, легкомысленно относятся и к деньгам, и к своим вещам. Не задумываясь, ребёнок может купить на все карманные деньги булочки в школьном буфете и тут же их раздать. Или как Роман, дарят монетки и купюры одноклассникам. Многие родители жалуются, что не успевают покупать школьные принадлежности. Дети их ломают и теряют. А что уж говорить про школьное имущество!
Конечно, я всегда разговариваю с детьми, объясняю, что деньги родителям достаются трудом и к ним надо относиться бережно и уметь правильно распоряжаться. Случай с Романом показал, что мои беседы не дают тех результатов, которые бы я хотела получить. Необходимо формировать у детей понимание того, что деньги – это не игрушки.
Во втором классе мы с детьми начали изучение нового для нас предмета «Финансовая грамотность». Готовясь к урокам, я подбирала материал так, чтобы можно было обсуждать ситуацию, рассуждать по предложенной теме, составить рекомендации или памятки. Конечно, весь материал я брала на различных сайтах. В ходе диалога подводила детей к выполнению работы. Дети были уверены, что это их идея!
На сайте «Финансовая грамотность населения» я нашла интересные статьи и рассказ «Приключения Рублика и Денежки. Деньги и безопасность», а затем и на других сайтах еще рассказы на другие темы о приключениях Рублика и Денежки. Маленькие истории, основаны на жизненных ситуациях. Ребята слушают и обсуждают их с повышенным интересом.
Но хочу поделиться интересным приемом, открытием для себя – это анализ хорошо известных сказок, но с другой стороны, непривычной для нас, с финансовой стороны.
Сказки с нами с самого детства. Мы привыкли, что сказки воспитывают нравственные качества личности: трудолюбие, честность, справедливость, учат различать добро и зло. Через их содержание, мы познаем окружающий мир.
Как говорил знаменитый А.С. Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Оказывается, что сказка – это ещё и учитель, который учит детей финансовой грамотности.
На примере героев сказки «Бобовое зернышко» очень доступно можно объяснить, что за любую вещь мы должны отдать что-то взамен (чаще всего деньги). За свой труд мы получаем деньги, которыми надо уметь правильно распоряжаться. Это учит бережному отношению к деньгам. На примере Кузнеца, можно объяснить, что бывают моменты, когда какую-либо вещь или деньги надо отдать безвозмездно. Так вводится понятие «благотворительность».
Возьмём сказку «Золотой ключик, или приключения Буратино». На мой взгляд, можно выделить не менее трёх эпизодов, которые анализируются с финансовой точки зрения. (см. Приложение 1)
1 эпизод – Буратино обменивает Азбуку на билет в цирк.
Урок 1 – все, что есть у детей заработано родителями. Часто родители отказывают себе в пользу детей, как папа Карло, который продал свою куртку. Все что дают нам родители надо беречь.
2 эпизод – Разговор с Карабасом Барабасом.
Урок 2 – никогда нельзя брать деньги у чужих людей. Можно попасть в финансовую кабалу, и придется отдать больше, чем дали.
3 эпизод – Встреча с лисой Алисой и котом Базилио.
Урок 3 – деньги не растут на деревьях, их зарабатывают своим трудом. В погоне за легкими деньгами, можно попасть в сети мошенников и остаться без денег. Прежде чем вложить свои средства, надо хорошо подумать.
Сказка «Три поросёнка» показывает, что надо обдуманно и серьезно относится к вложению денег. В сказке – это строительство поросятами домов. Если быть беззаботным, как первый и второй поросёнок, то можно остаться и без дома.
Анализируя проблемные ситуации в сказке с финансовой стороны, можно формировать у детей не только умение правильно распоряжаться деньгами, но и развивать нестандартное мышление, логическое мышление, самостоятельность, коммуникативность.
Об этом приёме я рассказала родителям моих учеников на классном собрании по теме «Как научить ребёнка правильно распоряжаться деньгами» (см. Приложение 2). На примере сказки «Бобовое зёрнышко» я объяснила родителям, как можно поработать со сказкой с финансовой стороны. Затем самостоятельно в группе поработали со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Затем попробовали самостоятельно найти сказки, на содержании которых можно обсудить финансовые вопросы.
В группах родители обсудили следующие вопросы:
- «Нужно ли привлекать ребёнка в обсуждение семейного бюджета?»
- «Нужны ли карманные деньги детям? Как определить их количество?»
- «Нужно ли платить за отметки, выполнение обязанностей по дому?»
Совместно составили портрет финансово грамотного человека.
По окончании собрания, родители продолжали обсуждать эту тему. Говорили, о том, что раньше на воспитание финансовой грамотности не обращали внимание. Сокрушались о том, что если бы их этому учили, то возможно, они бы не наделали в жизни ошибок, связанных с деньгами. Высказывали глубокую свою убежденность в том, что если раньше начинать учить ребёнка обращаться с деньгами, то детям будет легче во взрослой жизни.
Очень много интересного и полезного материала от Сбербанка России я нашла в сети Интернет. Работая со своими детьми, обучая их финансовой грамотности, я учусь вместе с ними.
Конечно, я не придумала ничего нового, но я собрала материал, который может взять любой учитель и использовать в своей работе, не тратя время на поиски материала.
Свою копилку постепенно дополняю материалами, которые разрабатываю сама, привлекаю к работе родителей и детей, нахожу на разных сайтах.
Используемая литература:
- https://fingram34.ru
- https://woman.rambler.ru/children/41136492-zolotoy-klyuchik-skazki-i-lichnyy-primer-uchat-berezhno-obraschatsya-s-dengami/
- https://www.fingram39.ru
- https://kgd.ru
- «Детские деньги» http://школа-банкира.рф/
- Портрет финансово грамотного человека https://ds04.infourok.ru
- Сборник семейных творческих работ https://yadi.sk/i/bHssFv0aozfq7Q
Приложение 1
Маршрутный лист учителя по сказкам
Скачать файл целиком можно ЗДЕСЬ
Приложение 2
Родительское собрание «Финансовая грамотность. Как научить детей распоряжаться деньгами»
Скачать файл целиком можно ЗДЕСЬ
Другие приложения
Финансовая грамотность 2-4 класс Методические рекомендации для учителя
Финансовая грамотность 4 класс Учебная программа
Финансовая грамотность 4 класс Рабочая тетрадь
Финансовая грамотность 4 класс Методические рекомендации для учителя
Финансовая грамотность 4 класс Материалы для учащихся
Тесты по финансовой грамотности
Тест по теме «Что такое деньги и откуда они взялись?» (1-4 урок)
Творческие работы, сказки
Мультфильмы
«Бобовое зёрнышко»
«Три поросёнка»
Сказкотерапия как метод обучения школьников финансовой грамотности (в рамках изучения предмета «Финансовая грамотность»)
Скачать файл целиком можно ЗДЕСЬ
|