Конюшко Елена Васильевна учитель начальных классов
«Особенности оценивания младших школьников»
«В пределах начального этапа обучения формирование контроля и оценки представляет особую задачу. Можно сказать, что если в этот период дети полноценно освоят действия контроля и оценки, то дальнейшее формирование учебной деятельности будет происходить без особого труда» Д.Б. Эльконин
План
Организация самооценки первоклассников через эмоциональное оценивание (круги успеха): мне было трудно; я доволен собой; мне надо постараться. Демонстрация оценивания в дневниках учащихся.
Способы фиксации контроля и самооценки. Формирование контрольно-оценочной деятельности. Демонстрация результатов оценивания: индивидуальные работы учащихся со шкалами по выстроенному ими алгоритму, направленному на усвоение ЗУН.
Фиксация качественной и количественной оценки предметных результатов младших школьников. Демонстрация тетрадей личных достижений по математике, листа успеха по русскому языку и Портфолио по русскому языку. «Самооценка и самоконтроль»
Демонстрация результатов по формированию УУД через «линеечки успеха».
В данный момент проблема контроля и оценивания волнует практически всех педагогов. Сложившаяся практика контроля и оценивания зачастую не учитывает личностные особенности учеников, создает стрессовые ситуации. Все эти проблемы заставляют искать новые формы и способы организации контроля и оценивания. В 1-м классе ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Для этого использую элементы из дневника «Программы 2100». Обозначаем своё настроение. Даю возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. В дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок в виде понятных им символов. (Кружки успеха) (мне было трудно; я доволен собой; мне надо постараться)
На первых уроках ребятам всем хотелось поставить себе кружок зелёного цвета, но когда я сама стала выставлять себе кружок успеха за проведённый урок, то ребята постепенно стали выставлять себе кружок того цвета, который соответствовал его успеху на уроке. Кружки в дневник рисуем или наклеиваем из самоклеющейся бумаги. Постепенно почти все ребята начали высказывать своё мнение по уроку.
Легче всего построить новую педагогическую технологию оценивания и ее методическое оснащение, труднее всего освободить педагогов от отметки как чрезвычайно удобного и эффективного средства манипуляции учениками и их родителями. Г.А. Цукерман
В 2007 году я проходила курсы повышения квалификации по теме «Безотметочное обучение». В тот год я учила первоклассников, поэтому тема для меня была актуальна.
Принципы безотметочного обучения это:
Ориентация на личные достижения каждого ребёнка
Предельная дифференцированность содержательной оценки
Выработка шкал оценивания детьми совместно с учителем
Самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя
Содержательное оценивание производится на основе действия контроля
Право ученика на самостоятельный выбор сложности и объёма заданий, критериев для оценивания, времени предъявления задания для оценки учителем, одноклассниками
Использование особых форм оценки творчества и инициативы («тетради догадок, вопросов, открытий», презентации результатов творческой, исследовательской, проектной деятельности, выставки личных достижений и т.п.)
Организация детского действия контроля и оценки
организация детского целеполагания
выделение предметного действия
осознания предметного действия
моделирование действия
выработка критериев оценки действия
использование критериев для проверки выполненного действия
фиксация движения в теме
Формы и виды оценивания
Вертикальная шкала оценивания
Линейная шкала оценивания
Оценивание в баллах
Оценивание в процентах
Тетрадь личных достижений
Карта знаний
Оценочный лист
Портфолио учащегося
Поэтому используя полученные мною знания на курсах, в этом году я воплотила их в свою работу, так как в этом году у меня вновь первоклашки, и мы обязаны работать по новым стандартам. Перечитав информацию с курсов, я поняла, что если систематизировать всю работу по оцениванию и контролю, можно отследить динамику качества знаний учащихся.
Вначале каждый ученик контролирует сам себя, затем свою оценку даёт учитель.
Фрагмент из тетради по русскому языку ученика 1 класса
Фрагмент тетради достижений по математике ученика 1 класса
Каждую четверть отмечаем лесенку при помощи цветов. Дети с удовольствием раскрашивают сами, потому что здесь виден рост темпа чтения.
Лестница роста темпа чтения
Представленную выше карту заполняет на данном этапе учитель, так как не хочется ошибиться в оценивании УУД. В конце года планирую провести проверочную работу по формированию УУД, используя для этого тетрадь для проверочных работ из «Программы 2100». Проверив систему своего отслеживания за формированием УУД, можно будет к этому привлечь самих учащихся.
Конспект урока открытия нового знания по русскому языку в 1 классе по теме «Перенос слов»